aif.ru counter
Елена СКУРАТОВА 0 224

«Ценности у всех одинаковые». Чем важны международные проекты в образовании

Основной капитал международных проектов - доверие.

Человек развивается через встречи с разными людьми, ситуациями, с собой в разных ситуациях.
Человек развивается через встречи с разными людьми, ситуациями, с собой в разных ситуациях. © / pixabay.com

«Ни одна страна не может быть изолирована от мира, иначе её развитие замедляется, а чем больше открытости, циркуляции каких-то проектов, идей, тем интенсивнее развитие. И нельзя делить ценности на наши и западные, а также противопоставлять культуры», -  поделилась выводами с «АиФ-Красноярск» организатор различных международных проектов в сфере гражданского образования Елена Бобровская.

Рецепт успешности

Елена Скуратова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Елена, для чего нужно неформальное образование и зачем молодёжи ехать учиться на Запад?

Елена Бобровская: Мы не делаем фокусировки на Западе, а сотрудничаем с множеством зарубежных стран в сфере гражданского образования. Его миссия в том, чтобы дать возможность людям самим подумать, в каком направлении они хотят развиваться как сообщество людей, на каких ценностях строить своё будущее и как это сделать. Ни одна страна не может быть изолирована от мира, иначе её развитие замедляется, а чем больше открытости, циркуляции каких-то проектов, идей, тем интенсивнее развитие. До 90-х годов Красноярск был закрытым городом, и после отмены этого статуса встретить иностранцев на улицах Красноярска было в диковинку. Постепенно ситуация меняется, но если сравнить с другими городами России, то и сейчас количество гостей из-за рубежа невелико.

Наш девиз «Жизнь - это встреча» мы позаимствовали у еврейского философа, который разработал педагогику встреч. Основной постулат её гласит: человек развивается через встречи с разными людьми, ситуациями, с собой в разных ситуациях. Это один из самых мягких образовательных инструментов, которые только могут быть. Мы в своих проектах не говорим, как надо, как положено или не положено. Наша задача - создать условия, чтобы люди пообщались, получили новый опыт, подумали и сложили собственное представление.

Ещё один важный момент - развитие надпредметных навыков, о которых сейчас так много говорится. В 21-м веке, чтобы быть успешным профессионалом, недостаточно обладать узкоспециализированными навыками. Участие в международных обменах - как тренировка с нагрузкой. Ты выходишь из зоны комфорта и по-другому смотришь на свои коммуникативные навыки, гибкость мышления, способность слышать. Это даёт новое самоощущение, восприятие горизонтов возможного и невозможного. Появляется больше свободы.

За границей плохому научат?

- В России к так называемым либеральным, западным ценностям многие относятся негативно. Родители, отпуская молодёжь за границу, не переживают, что их «плохому научат»?

- Для меня утверждение, будто есть наши ценности и западные, звучит странно. Если задаться вопросом и попытаться сравнить, то окажется, что нет больших отличий. Есть некие представления в градусе того, что можно или нельзя, но базовые ценности те же самые. Ни один здравомыслящий человек не скажет, что хочет жить на грязной планете, в грязном городе, и поддержит дискриминацию и насилие.

Я не сторонница чёрно-белого мышления - это попытка противопоставить, навешать ярлыки. Сами по себе стереотипы - явление нормальное, но опасны тем, что люди зацикливаются на чём-то одном и не замечают множества других вариантов. Европу невозможно стричь под одну гребёнку. Она неоднородна.

- То есть в рамках этих проектов нас не пытаются учить демократии на европейский лад?

- Мы никогда не включались в проекты, где нам бы диктовали какие-то условия, а всегда выступали за равноправные партнёрские отношения, участвовали в построении концепции образовательных проектов.

Если говорить о том, что мы хотим жить в более комфортных и интересных для жизни городах, более справедливых по отношению к человеку, более зелёных, то не бывает так: человек проснулся и знает, как это всё должно быть устроено. Не обязательно изобретать велосипед. Можно изучить имеющийся опыт, посмотреть, как устроена городская среда в других регионах, других странах.

Понимание общегражданских, общечеловеческих ценностей развивает человека как личность, его профессиональные компетенции и общественные.

- Мы к этому ещё не пришли?

- Я так не считаю. У нас многие вещи очень хорошо развиты, и мы в чём-то опережаем Европу. Например, у России богатейший опыт того, как множество национальностей уживаются вместе и относительно бесконфликтно. В Красноярске развито инклюзивное спортивное направление. Школа паралимпийских видов спорта, в которой работают классные специалисты и ребята достигают результатов, - этому зарубежные коллеги могут поучиться.

В плане инклюзии Красноярский край на фоне других регионов России выглядит неплохо. Казалось бы, в той же Германии, где для людей с ограниченными физическими возможностями создана доступная среда и в обществе складывается отношение как к равноправным членам общества, нет острых проблем. Однако немецкие педагоги, так же, как и российские, не всегда знают, как наладить процесс инклюзии в школах смешанного типа. То же касается развития городской среды и многих других вопросов. С другой стороны, во многих областях нам нужно пересматривать подходы, улучшать существующую ситуацию. Однозначно есть куда расти.

Красноярск без экзотики

- Чего иностранцы не ожидают увидеть в Сибири?

- Иностранцы едут в Сибирь всегда в ожидании чего-то экзотического, а приезжают и видят Красноярск - город в европейском стиле, с чертами, схожими с городами Восточной Европы. Многих это удивляет. А ещё поражает сочетание тайги и индустрии.

- Чтобы получить образование, дворяне часто отправляли своих отпрысков в Европу. Участие в международных проектах сегодня тоже могут себе позволить только состоятельные люди?

- Раньше международный формат обучения был уделом привилегированных сословий, а сейчас доступен разным людям независимо от социального статуса. Есть проекты, и абсолютно бесплатные для участников, и те, что подразумевают определённое софинансирование. Существует программа европейской волонтёрской службы, когда молодые люди до 30 лет могут уехать в европейскую страну и это ничего им не будет стоить. Главное - подготовиться, получить хотя бы первоначальные языковые навыки и самим проявить активность в поиске принимающего проекта.

Летом я была в Нью-Йорке по программе обмена опытом для некоммерческого сектора. Было интересно ознакомиться с тем, как устроена работа, как сотрудничают с муниципалитетами, взаимодействуют с другими некоммерческими организациями, фандрейзят, как налажена внутренняя культура в организациях, как работают с волонтёрами.

- И как в Америке относятся к нам?

- Для некоторых американцев, например, было настоящим открытием, что в России много сильных общественных организаций, благотворительных фондов. Впечатления и трансляция положительного опыта многое даёт, чтобы смягчить какие-то политические моменты. Рядовые граждане открыты и понимают, что все люди разные и не надо переносить политическую ситуацию на всех жителей страны. Это не принесёт никому пользы в долгосрочной перспективе.

Политика «мягкой силы»

- А может, есть здравый смысл в том, что к организациям, получающим финансирование из-за рубежа, стали относиться с подозрением? Зачем Америке и другим государствам вкладывать деньги в развитие России?

- Россия тоже финансирует зарубежные проекты. Со стороны иностранных государств поддержка проектов в других государствах - политика так называемой «мягкой силы», когда нужно улучшить свой имидж, наладить контакты, повысить лояльность, но это не пропаганда. Доверие - основной капитал международных проектов и то, во что вкладывают деньги. Это в общих интересах. К слову, мы ищем финансирование в первую очередь с российской стороны. Хотя это безумно сложно.

- Как складывается судьба участников международных проектов? Кто-то из них переехал жить из Красноярска за границу?

- Часто организации обвиняют в утечке мозгов из России, но на самом деле в практике нашей организации это единичные случаи. И поскольку у нас нет задачи показать «золотую реальность», молодёжь видит, что в Европе и других станах есть свои проблемы. Скорее, даже наоборот, у ребят появляется мотивация менять что-то в своей стране. Иногда участники из разных стран влюбляются и женятся - несколько таких пар сложилось на моей памяти.

Досье
Елена Бобровская. Родилась в 1977 году в Красноярске. Окончила Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева. Директор Красноярской региональной общественной организации поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций «Интерра». Замужем. Есть сын.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как выбрать сладкий подарок к Новому году?
  2. Какая температура должна быть в морозы в квартире?
  3. Как защитить новогоднюю ёлку от домашних животных?
Самое интересное в регионах

А вы выкидываете коробки из-под дорогой бытовой техники?