Кристина СМУРОВА 0 741

Замок особого режима. Какие тайны хранит одна из старейших тюрем России

В своё время в стенах тюремного замка побывали такие известные личности, как Иосиф Сталин, Феликс Дзержинский и Лидия Русланова.

Из тюремного замка выходили единицы.
Из тюремного замка выходили единицы. © / Фото: Кристина Смурова / АиФ

В самом центре Красноярска находится одно из старейших пенитенциарных учреждений страны. В этом году тюремному замку исполняется 191 год. В своё время здесь побывали такие известные личности, как Иосиф Сталин, Феликс Дзержинский и Лидия Русланова. Конечно, сегодня камеры пусты, в стенах здания работает музей, но над ним находится действующая тюрьма. А подлинные экспонаты быта: кандалы, тюремные ключи и орудия пыток - впечатляют и возвращают в те страшные времена. По коридорам тюремного замка прошелся и корреспондент «АиФ-Красноярск». 

Казематы, ставшие историей

Построенный в 1827 году тюремный замок и по сей день благополучно существует на улице Республики. Здесь нет ни деревянных, ни железных перекрытий. Точность и изящество кирпичной кладки поражают. В стенах проложены прутья, что создаёт дополнительную прочность и лишает арестантов надежды на побег. Кстати, за 191 год сбежать отсюда ещё никому не удалось. Поражает и список узников, побывавших в стенах этой тюрьмы: Владимир Короленко, Феликс Дзержинский, Яков Свердлов, Иосиф Сталин, Лидия Русланова, Георгий Жжёнов.

Вход в тюремные казематы.
Вход в тюремные казематы. Фото: АиФ

В помещениях замка размещалось до 500 человек, это была крупнейшая пересыльная тюрьма в империи. Все заключённые содержались в одинаковых условиях, вне зависимости от известности и происхождения. В камерах размером 2х3 м находилось по 10 человек. Обычные нары заменялись подъёмными койками, в качестве набивки для матрасов использовалась солома. Спали по очереди. Солнечного света не было никогда, он просто не проникал в маленькое окошко под потолком.

Самым страшным местом был карцер. Здесь на стене висела смирительная рубашка. Надевать её на заключённых мог только специально обученный человек. Рубашку сначала мочили, а потом надевали на человека. Когда она высыхала, двигаться в ней было невозможно. Кстати, её фасон оставался неизменным вплоть до 1970-х годов. Такое вот гениальное изобретение, сломившее не одного человека.

Смирительная рубашка полностью парализовывала движения. Один неловкий поворот мог обернуться переломом. Фото: АиФ/ Кристина Смурова

Кормили каторжан ячневой крупой, ржаной мукой и хлебным вином. Мясо, масло, яйца и рыбу получали лишь по большим религиозным праздникам. 

Старинные стены из красного кирпича, сводчатые арочные потолки, узкие коридоры, массивные двери с тяжёлыми навесными запорами несут на себе отпечаток старины. Эти казематы по праву стали частью истории.

Ужас подземелья

Экскурсия в тюремный замок начинается со спуска в настоящее подземелье. Сначала всё это напоминает увлекательное путешествие, как в сказке «Алиса в стране чудес». Помните момент, когда девочка проваливается в глубокую нору, где и начинаются чудеса? Но в этом случае всё иначе: сказка заканчивается перед входом в музей.

Барельеф «Прибытие этапа в красноярскую тюрьму» выполнен одним из заключенных.
Барельеф «Прибытие этапа в красноярскую тюрьму» выполнен одним из заключенных. Фото: АиФ/ Фото: Кристина Смурова

Холод, страх, тревога овладевают тобой. И неудивительно - ведь первое, что попадается на глаза, - барельеф «Прибытие этапа в красноярскую тюрьму». Здесь изображены каторжане, которые вместе с семьями были вынуждены пешком идти до места ссылки.

Тысячи километров из центральной России до Красноярска - порой добирались 2 года. Пока не появилась Транссибирская железнодорожная магистраль. За всю историю по этому пути прошли сотни тысяч каторжан.

Они знали, что вернуться в родные края им уже не суждено. Часто вместе с ссыльными шли их жёны и дети, потому что без кормильца семья была обречена на гибель. Мучения и страх перед неизвестностью навсегда запечатлелись на их лицах. В глазах скульптур такая скорбь, которую не передать словами.

Добиться такой точной передачи чувств и эмоций дано не каждому. Над скульптурами музея работал один из осуждённых, возможно, именно поэтому экспонаты получились такими живыми.

Дела политзаключенных размещены на самом видном месте. Фото: АиФ/ Кристина Смурова

«К работе приступил в 2009 году. Комнаты и коридоры замка впечатлили сразу. Хотелось очень точно передать атмосферу того времени, сделать так, чтобы каждый, открыв дверь, почувствовал, что сделал шаг в прошлое. Чтобы передать все детали, изучал историю, книги читал. Помню, как боялся первых гостей музея: понравится ли, поймут ли? Среди них были итальянцы, англичане, немцы. Но после восторженных отзывов понял: всё получилось!» - вспоминает в прошлом осуждённый, художник-скульптор Александр С. (имя изменено).

Клеймо позора и дух матроса

Какая тюрьма прошлых веков могла обойтись без пыточной? Здесь ей посвящена целая экспозиция. Один из изощрённых способов воздействия на психику - железный ошейник с острыми наконечниками.

С таким клеймом человек жил всю жизнь. Фото: АиФ/Кристина Смурова

В таком «украшении» ни сесть, ни лечь невозможно. Ещё один способ сломить человека - удары железными розгами. Узника растягивали на бревне и начинали бить - от каждого удара кожа буквально разрывалась. Если человек терял сознание, его помещали в больницу. Но после лечения пытки продолжались. И так до того момента, пока человек не получал всю назначенную меру наказания.

Особое внимание уделялось тому, чтобы заключённые выделялись из толпы. Для этого им делали необычные стрижки, например, выстригали только одну половину волос. Но большей популярностью пользовалось клеймо «КАТ» - каторжанин. Буквы выжигались на щеках и на лбу. И с этим позором человеку приходилось ходить до конца жизни. Такое прошлое ни смыть, ни скрыть невозможно.

«Все наказания приводил в исполнение палач, которого раньше называли заплечных дел мастером. Примечательно, что заключённые принимали самое активное участие в его выборе. Причём палач и жертва боялись друг друга одинаково. В XIX веке даже был случай, когда узники убили своего мучителя», - говорит сотрудник СИЗО-1 Максим Широков.

Кстати, после этого случая в замке стали видеть привидений. Правда это или вымысел, судить сложно. Как признаются сотрудники, даже сегодня заключённых пугают духи. Сегодня над зданием музея находится действующая тюрьма. Был случай, когда арестанты одной из камер попросили позвать батюшку и освятить комнату. Якобы по ночам к ним приходит дух матроса. Верить или нет - каждый решает сам. Но место, где пытали сотни людей; подвалы, в которых десятками расстреливали арестантов, камеры, в которых люди переживали не лучшие моменты своей жизни, наводят ужас даже на самых психологически крепких людей.

Кстати
Музейная экспозиция «Красноярский тюремный замок» была открыта в следственном изоляторе № 1 ГУФСИН Красноярского края в марте 2009 года к 130-летию уголовно-исполнительной системы России. Создавался музей под руководством Альбины Рублёвой, ныне майора в отставке, пенсионера УИС. Экспонаты приносили ветераны, сотрудники, многие были куплены на блошином рынке. В 2011 году замок принял участие в IX Международной музейной биеннале «Во глубине». Проект московского художника Андрея Кузькина «Люди» был представлен в экспозиции музея и получил гран-при биеннале.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Много ли прибыли получает наша страна от своих лесов?
  2. Когда придёт бабье лето?
  3. Как будем отдыхать в 2019 году?
Самое интересное в регионах

А вы выкидываете коробки из-под дорогой бытовой техники?