aif.ru counter
Михаил МАРКОВИЧ 466

В Арктику под парусом. Из Красноярска стартовала уникальная экспедиция

Одна из задач путешественников - создание карты затонувших кораблей.

Северный климат тормозит гниение дерева.
Северный климат тормозит гниение дерева. © / Русское географическое общество

31 августа из Красноярска стартовала новая экспедиция на север Красноярского края. Три человека отправились в Арктику на парусно-моторном катамаране. Проще говоря, в страну вечных льдов смельчаки поплыли на резиновом кораблике. О каких открытиях мечтают отважные путешественники, рассказывает «АиФ-Красноярск». 

В поисках дна

Экспедиция проводится при поддержке Красноярского краевого отделения Русского географического общества совместно с опорным вузом края СибГУ им. М. Ф. Решетнёва в рамках стратегического проекта «Геоинформационная система «Енисей - Арктика». Перед исследователями стоит сразу несколько стратегических задач, главная из которых - исследование акватории реки Енисей и Енисейского залива с помощью новейших гидроакустических систем, в частности, гидролокатора бокового обзора.

Впервые учёные получат возможность детально изучить дно Енисея с помощью трёхмерной карты. Кроме того, они смогут осуществить поиск и исследование затонувших судов. За несколько сотен лет навигации в акватории Енисея погибло немало кораблей. Многие из них открыли целые вехи в освоении Северного морского пути. Отдельные суда уже были обнаружены предыдущими экспедициями, такие как пароход «Темза» (найден экспедицией Красноярского краевого отделения РГО и СибГАУ в 2016 г.) и «Феникс» (найден этой же экспедицией годом раньше). Поэтому и очередная вылазка учёных на Север запланирована на двухлетний период.

На таком судне экспедиция отправилась в путь. Фото: Русское географическое общество

Спасибо северной воде

Участники поиска не скрывают честолюбивой надежды обнаружить остатки легендарных парусных судов сибирских землепроходцев - архангельских кочей. До сих пор эти корабли известны по нескольким гравюрам и неполным описаниям. Поэтому любые их современные реконструкции являются только приблизительными, как говорится, без знака качества. Точная их конструкция остаётся неизвестной.

Под флагом Русского географического общества. Фото: Русское географическое общество

«Условия Крайнего Севера, температура воды и воздуха, а главное, отсутствие морского червя служат своеобразной гарантией нашим надеждам отыскать если не целый коч, то хотя бы его фрагменты, - делится с нами руководитель экспедиции, кандидат исторических наук, доцент СибГУ им. М. Ф. Решетнёва, член РГО Александр Гончаров. - Общеизвестно, что проникновение русских людей в Сибирь было связано с Северным морским путём. Ни одна из рек после этого не исследовалась на предмет обнаружения кочей. Поэтому мы и возлагаем отдельные надежды на наше новейшее оборудование. Если вы взглянете на европейские находки, то там удалось поднять со дна в последние годы несколько кораблей в хорошей сохранности (фрегат «Ваза»). Причём их возраст колеблется от XVI до XVII века. Холодный Енисей мог законсервировать ладьи ещё лучше, но это пока предположения. 

К сожалению, у учёных нет источников, которые конкретно указывали бы на места гибели и кораблекрушений наших первопроходцев, так что поиски во многом буду всё же зависеть от удачи исследователей.

Первый шаг

В сентябре 2018 года экспедиция сделает свой первый шаг и будет исследовать участок Енисея от Туруханска до посёлка Воронцово, находящегося у самого начала Енисейского залива. Участники экспедиции уже наметили, как участки акватории реки будут изучены детально.

«Мы рассчитываем получить съёмку дна устья реки Сальная Курья, где лежит «Темза», Игарской протоки, акватории бывшего Усть-Енисейского порта, протоки дельты Енисея. В ходе экспедиции будут продолжены работы по выявлению наземных памятников, связанных с историей освоения Северного морского пути и его Енисейского участка. Планируется обследовать озеро Ипьиван, где, по нашим расчётам, погибло судно «Северное сияние» в 1877 г., а также локализовать и установить степень сохранности судоходных знаков, установленных почти 100 лет назад гидрографами Убеко-Сибирь», - отмечает руководитель экспедиции.

Одна из проблем Арктики - большое количество мусора, оставшееся от советского периода освоения. Фото: Русское географическое общество

Кроме того, экспедиции предстоят также научные исследования динамики изменений дна и русла Енисея за последние 100 лет. Сейчас ведутся работы по изготовлению специализированного робототехнического подводного комплекса (ROV), который будет использован экспедицией в 2019 году.

Жестокий Енисей

История судоходства по Енисею никогда не была безоблачной. Среди самых известных кораблекрушений на Енисее упоминается 1877 год, когда утонул морской пароход «Темза». Он после зимовки оказался примёрзшим к грунту и был затоплен ледоходом. И в том же году была раздавлена ледоходом шхуна «Северное сияние», экипаж которой хотя и смог выбраться на берег одного из Бреховских островов, погиб почти полностью. На лоцманской карте Енисея обозначена Фениксовая коса, названная в память о затонувшем в 1892 году пароходе «Феникс». Обозначено на карте и место гибели парохода «Модест» в 1898 году. Впрочем, и в новое время характер реки мягче не стал. В 2005 году шторм погубил 14 человек пассажиров и экипажа теплохода «Некрасов».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Зачем в храмах освещают вербу и что делать с прошлогодними ветками?
  2. Как изменится получение социальных льгот для пенсионеров?
  3. Когда православная Пасха в 2019 году?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Что делать с бездомными животными?