aif.ru counter
Татьяна РУДЕНКО 1114

Театр особых детей. Как необычные юные артисты нашли свою дорогу к зрителю

Сейчас для людей с инвалидностью появляется много возможностей. Театр - одна из них.

Театральные постановки положительно влияют на здоровье и учёбу.
Театральные постановки положительно влияют на здоровье и учёбу. © / Из личного архива

Театральные постановки для ребятишек из «Открытого театра» стали и школой жизни, и возможностью заявить о себе, и способом интеграции в общество. Как маленькая студия для ребят с ограниченными способностями стала собирать полные залы, корреспондент «АиФ-Красноярск» узнала у тех, кто создал и делает живым этот тёплый и увлекательный мир, где хорошо всем - режиссёру, артистам и их родителям.

Нужно для жизни

Давид Блинов участвует в работе студии с 5 лет. У него синдром Дауна, есть признаки аутизма. Поначалу казалось, что мальчик вообще ничего не сможет сделать на сцене - как правило, он всю репетицию занимался своими делами, не обращая внимания на других. Первые роли были без слов, на сцену выходил только с мамой.

Ребята стараются выполнять всё очень достойно и красиво.
Ребята стараются выполнять всё очень достойно и красиво. Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Руденко

Так было и при подготовке спектакля «Тайна третьей планеты». Но вдруг на генеральной репетиции он положил игрушки, взял музыкальный инструмент и исполнил всё в точности так, как необходимо. Первые годы было трудно перестроиться по ходу спектакля, если вдруг что-то пошло не так. Мама вспоминает забавный казус: на японском спектакле произошла замена актёра, который участвовал в сцене с Давидом. Нужно было сражаться, но ребёнок положил свой меч и стал с удивлением наблюдать за происходящим. А уже через пару лет он, выходя на сцену, стал очень удачно импровизировать, добавлять что-то своё, не нарушая общую концепцию, и стараться выполнять всё очень достойно, красиво.

Театр у этих ребятишек тесно переплетён с жизнью. Приобретённые в студии навыки делают красочнее и интереснее общение, стимулируют интеллектуальное развитие, и, наоборот, все достижения в быту тут же находят применение в студии.

Приобретённые в студии навыки помогают детям и в обычной жизни.
Приобретённые в студии навыки помогают детям и в обычной жизни. Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Руденко

«Динамика и положительные моменты видны буквально во всём, - признаётся Ольга Блинова, мама 10-летнего Давида. - Именно театральные постановки очень здорово помогают. Работа над речью, навыки ролевой игры, владение телом дают ребёнку уверенность и спокойствие. И на учёбе это отражается в лучшую сторону - улучшается память, социализация, умение контролировать эмоции. Для Давида важно не реагировать на посторонние звуки. Мы везде и всюду ходим только с наушниками. Я ношу их с собой и даю, когда он их попросит. Но теперь это случается всё реже. Кроме того, ребёнок на сцене испытывает огромное чувство ответственности. Он уже отвечает не только за себя и исполнение роли, а за результаты труда всего коллектива. Слушать режиссёра и выполнять его просьбу - тоже важный навык».

Театральная студия «Открытые сердца» для детей-инвалидов родилась около 8 лет назад.

Работаю юные артисты по-взрослому.
Работают юные артисты по-взрослому. Фото: Из личного архива Елены Нига

«Тогда просто искали какое-то занятие для наших детей, - рассказывает организатор Елена Нига. - Сначала сами придумывали постановки, потом стали привлекать режиссёров. Один год с нами работал Александр Колесин, тогда появился спектакль в японском стиле кабуки, затем - Василий Вавилов, преподаватель Академии искусств. А последние два года режиссёром и преподавателем студии стал Василий Селюков, недавний выпускник академии, артист театра оперетты в Железногорске».

Василий пришёл в студию студентом на практику, да так прикипел к ребятам, что остался «на постоянку».

«Довелось работать и с обычными детьми - они хорошо говорят, двигаются, но в большинстве нет сильной увлечённости театром, много других занятий и интересов. Один раз пришёл на занятие, в другой - пропустил. А у наших детей так горят глаза, так страстно они хотят заниматься, играть на сцене, - рассказывает Василий Селюков. - Эти ребята самые открытые, искренние. Никаких сверхъестественных приёмов работы с ними не требуется. Тот же метод Станиславского здесь вполне применим: они тоже могут видеть, слышать, отвечать - это самое главное».

За 8 лет жизни студии было поставлено множество спектаклей.
За 8 лет жизни студии было поставлено множество спектаклей. Фото: Из личного архива Елены Нига

Занимаются ребята по-взрослому. Устают все, но учатся терпеть, прилагать усилия, преодолевать трудности. Способность упорно двигаться к цели необходима каждому, вне зависимости от состояния здоровья, но для ребят с особенностями развития ценна вдвойне - им приходится намного больше труда прикладывать для приобретения самых простых навыков. Даже просто сидеть прямо многим тяжело. Но если это необходимо для сцены - вырастают крылья, и многое становится по плечу!

Ограничения, которые есть у этих детей, с одной стороны, требуют более усердного труда, но с другой - указывают на те точки, где возможен прогресс.

Обычно зрительный зал полон.
Обычно зрительный зал полон. Фото: Из личного архива Елены Нига

«Нам здесь помогают раскрываться, - считает Анна Колчанова, воспитанница студии. - Ставят речь, пробуждают голоса, учат сценическому движению, актёрской игре. Обожаю сцену! Когда выхожу туда, возникает особое чувство: волнение смешивается с эйфорией. Рядом твои друзья, а из зала смотрят сотни глаз. Получается очень интересная химия. Я себя чувствую самой счастливой на свете. Даже если до выхода на сцену что-то болит, забываю об этом - настолько погружаюсь в игру. Из ролей самые любимые - космическое существо Ушана из «Тайны третьей планеты» и образ яркой спонтанной птицы. Василий, наш педагог, обязательно говорит нам несколько ободряющих слов перед выходом на сцену. Он всегда так с нами разговаривает, что я понимаю: даже самые большие мечты, в которые меня порой уносит, могут реализоваться. Хочу, чтобы студия развивалась, процветала. Это крутое место!».

Автобус для самолёта

На первые спектакли несколько лет назад приходили только знакомые и родственники артистов, а теперь зал правобережного ДК на 600 мест обычно полон, приходится даже брать на руки детей, а кому-то - сидеть на ступеньках.

Кстати, обычно коляски детей - это часть костюма.
Кстати, обычно коляски детей - это часть костюма. Фото: Из личного архива Елены Нига

За несколько лет жизни студии поставлено множество спектаклей. Вживались в «Тайны третьей планеты», придумывали приключения современного Айболита, воплощали «Снежную королеву», а в прошлом году, к 70-летию Победы, поставили один из самых трепетных для всех участников спектакль - «Небесный тихоход», по одноимённому фильму. Готовились долго: смотрели старые фильмы, ездили к Вечному огню, в музеи, возлагали цветы, узнавали военные истории своих бабушек и дедушек. Читали про лётчиков, рассматривали вещи, которые собрали для реквизита: настоящие фуражки, ремни. Из деревянных конструкций, пенопласта, бумаги и краски построили огромный, почти настоящий самолёт, который брали на спектакли. Потом каждый раз была смешная история, когда заказывали автобус и говорили: нам надо такой, чтобы самолёт вошёл!

Обычно коляски детей - это часть костюма, а для «Тихохода» их пришлось драпировать, маскировать под скамейки, делать максимально незаметными. Не могут же лётчики быть на колясках. А вообще, театральные костюмы здесь мастерят с большой любовью, обязательно из хороших материалов - чтобы были по-настоящему сказочными. И стараются, чтобы каждый мальчик в одном из спектаклей мог надеть костюм героя, а девочка - побывать принцессой в роскошном платье. Опыт, когда ребёнок нравится себе, любуется и гордится собой, незаменим и очень важен для становления самооценки. И особенно - для особенных детей. 

На репетициях ребята выкладываются на 100%
На репетициях ребята выкладываются на 100% Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Руденко

Пограничное искусство

«Театральная студия нашей организации называется «Открытый театр». И это главный принцип её работы. Мы приветствуем открытость во всём - от состава участников до выбора жанра постановки, - говорит Елена Нига. - А присутствие на одной сцене здоровых детей и их сверстников с инвалидностью несёт потрясающий эффект толерантности и обучения друг друга через опыт взаимодействия».

Зачастую люди с особыми потребностями ограничены в привычных актёрских средствах выражения, но могут то, что недоступно обычным артистам. Как они выражают себя на сцене, что привносят в спектакль, во многом становится необычным, интересным способом достижения эмоционального эффекта, особой, но порой более прямой дорогой к сердцу зрителя.

Разные, но равные возможности реализовать себя - одна из примет современности.
Разные, но равные возможности реализовать себя - одна из примет современности. Фото: Из личного архива Елены Нига

«Всё современное искусство, в общем, не совсем нормально, в том смысле, что практикует выход из традиции. Поэтому наши дети выдают некоторые пограничные вещи, в которых можно рассмотреть и увидеть их творчество. Надо только предоставлять им возможность раскрыться и проявить себя», - размышляет Елена. 

Для кого-то из самодеятельных артистов игра на сцене может стать и профессией. В Москве есть Академия искусств, которая принимает ребят с ограниченными возможностями здоровья на несколько отделений: музыкальное, изобразительное и театральное. А красноярцы уже имеют богатый опыт и хорошие шансы для реализации в этой сфере.

Разные, но равные возможности реализовать себя - одна из примет современности. Раньше человек с инвалидностью знал, что ему многое недоступно, это его судьба, с которой надо смириться. А сейчас появляется много возможностей: есть Интернет, телевидение - люди общаются и видят, что может быть и по-другому. И больше не хотят быть людьми второго сорта. 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Сколько нужно набрать баллов на ЕГЭ, чтобы получить аттестат?
  2. Кто имеет право выйти на пенсию досрочно?
  3. Зачем лакируют купюры?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Что будет со «Столбами» после преобразования в национальный парк?