aif.ru counter
Татьяна РУДЕНКО 0 482

Похлебка из огненных стрел. Археолог о самых распространенных мифах

Наука о древностях всегда была связана с мифотворчеством.

Благодаря археологам мы можем изучать древнюю историю.
Благодаря археологам мы можем изучать древнюю историю. © / Из личного архива

Археология – одна из тех наук, которые со временем приобрели массу различных мифов. О том, какие именно легенды склонны придумывать люди и почему эти истории такие живучие, корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорил с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником отдела археологии и этнографии красноярского краеведческого музея Сергеем Фокиным.

Первые археологи междуречья

Татьяна Руденко, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Сергей Михайлович, что такое вообще археологические мифы? Почему они возникают?

Сергей Фокин: Археология давно связана с мифами. Человек всегда стремился найти всему объяснение, и самым лёгким путём было придумать простое, доступное для восприятия обоснование. Древние вещи давным-давно попадаются людям в руки - как-никак, человечество существует 3 млн лет, 40 тыс. лет назад оно уже расселилось по всей планете Земля. Например, каменные топоры, подобные тем, что были распространены в Сибири 9-5 тыс. лет назад, находили давно и называли их огненными или громовыми стрелами бога. Причём это происходило повсеместно: в Китае, у древних римлян, на побережье Тихого и Атлантического океанов. Якобы когда при грозе молния бьёт в землю, появляется такая огненная стрела - окаменевшая молния. У русского народа в XVII-XVIII вв. было поверье, что такие каменные топоры обладают целебными свойствами. Если их с определёнными травами прокипятить в котелке и выпить этот отвар, то можно много от чего исцелиться. Так что сказка про кашу из топора, сваренную солдатом, имеет некоторую реальную предысторию.

- Наверное, мифы возникают тогда, когда ещё нет достоверных научных данных, а интерес к прошлому уже просыпается. Кого, хотя бы условно, можно считать первым археологом?

- Из письменных источников о Древнем Риме мы знаем, что римский император Октавиан Август собирал окаменелости, палеонтологические вещи: кости вымерших животных, которые ассоциировались с различными мифическими героями. Но первыми достоверно стали коллекционировать предметы археологии цари Позднего Вавилона в VIII-VII веках до н. э.

Интерес к прошлому никогда не оставит человека. Фото: Из личного архива С. Фокина

Тогда вавилонские царские особы проявляли большое внимание к прежним династиям Междуречья. На местах старых цивилизаций, где города были уже засыпаны песком, по царским приказам проводились раскопки, и в клинописных текстах мы можем встретить такие слова: я, император такой-то, приказал провести раскопки на месте города, чтобы добыть себе вещи легендарных царей. 

Химера из Пилтдауна

- О чём же фантазируют больше всего? И почему?

- Очень мифологизированная тема - появление человека. Приведу один пример - возникновение так называемой Пилтдаунской химеры. В начале XX века Великобритания была наиболее развитой в мире страной. Англичане очень стремились, чтобы всё у них было самое первое. Конечно, приходилось мириться с тем, что египетские пирамиды всё-таки не у них, но, с другой стороны, Египет тоже был колонией Великобритании. Было ясно, что первый человек появился не в Англии, и это их очень беспокоило: как же так? И нашёлся местный любитель-краевед, который якобы открыл недостающее звено древнего человека. Он проводил свои раскопки на востоке страны, в небольшом городке Пилтдаун. Был найден небольшой обломок черепа и челюсти. Получается, что Англия тоже участвовала в эволюции древнего человека, хотя считалось, что условия для развития вида гоминид были неподходящими. Но в данном случае всё вроде бы устроилось, было объявлено, что в Англии тоже есть костные остатки древнего человека.

Вокруг археологии всегда было много мифов. Фото: Из личного архива С. Фокина

И только в 1950-х годах молодые английские антропологи достали эти кости, и оказалось, что они происходят от нескольких видов. В частности, череп принадлежит человеку XVI века, челюсть - обезьяне, привезённой из Африки. Более того, выяснилось, что этот первооткрыватель в своё время занимался подделками предметов.

Вопрос: почему же официальной наукой было признано существование Пилтдаунского человека, или, как его теперь принято в историографии называть, Пилтдаунской химеры? Когда желаемое выдаётся за действительное, это больше относится к честолюбию и политическим интересам. Археология часто вольно или невольно оказывается в этом замешана. И в самой науке всегда находятся люди, готовые ради собственного тщеславия и часто ради финансовых дивидендов пойти на фальсификацию.

- Когда возникает какая-то загадка, касающаяся истории человечества, появляется большой соблазн привлечь к её решению инопланетян. Что далеко ходить - даже появление красноярских Столбов некоторые энтузиасты приписывают инопланетному разуму.

- Это целая плеяда мифов, связанных с появлением, происхождением древних цивилизаций. Скажем, расхожее мнение о том, что египетские пирамиды никогда, ни при каких обстоятельствах древний человек не мог построить. Не мог возвести и вавилонскую башню - всегда кто-то помогал, чаще инопланетяне. Возникает вопрос, почему инопланетяне тогда это всё делали, а сейчас они нам не помогают? Возьмём для примера наш старый железнодорожный мост через Енисей, снесённый в начале XX века. Мало кто знает, что он воздвигался полностью вручную, не было никакой механизации. Зимой вырубалась прорубь, вода в ней замерзала, и получалось углубление. Когда лёд нарастал, прорубали глубже, и так постепенно добирались до дна и тогда уже воздвигали опору. Причём делали на заклёпках, сварку в те времена еще не изобрели. Можем ли мы сейчас повторить подобное? Вряд ли. То есть у наших предков были свои технологии, сейчас утраченные. Более того, если вы спросите конструкторов космических аппаратов, те скажут, что уже не смогут вновь построить луноход, потому что сейчас применяются иные технологии и надо всё разрабатывать с чистого листа.

Духи умерших должны поддержать археологов. Потому что мы знаем: умершие живы до тех пор, пока о них помнят. Фото: Из личного архива С. Фокин

Духи за археологов!

- Бывает, даже не специалисту ясно, что некие легенды - это заблуждения. Однако они живут и передаются из уст в уста десятилетиями. Можете привести пример подобного? 

- Широко распространённый миф - проклятие курганов, гробниц. Самый известный из них связан с гробницей Тамерлана. 21 июня советские археологи раскопали в Узбекистане гробницу, на которой было начертано: народу, нарушившему его покой, будет нанесено проклятье. И 22 июня началась война. В 1943 году Тамерлан был после изучения по указу Сталина захоронен, и мы в 1943 году начали побеждать. Вот такая «весёлая» взаимосвязь. Как будто не усилиями миллионов людей достигались победы, а силой духа Тамерлана. Но, во-первых, проклятия на могилах писались всегда. Захоронения оберегали все народы, Тамерлан тут совсем не оригинален. Тем более что писал не он, а те, кто создавал эту гробницу. Во-вторых, мы знаем о том, что план нападения на Советский Союз готовился ещё с лета 1940 года, а дата нападения решалась Гитлером уже чисто на политическом уровне - к середине мая немецкие войска были готовы начать войну. Всё. Конкретная дата тут роли не играет. И тем более не может быть речи о тех событиях, которые происходили в 1943 году.

Археологи не разоряют могилы, а наоборот возрождают память об этих людях. Фото: Из личного архива С. Фокин

- Другое широко известное «проклятье гробницы» касается так называемой алтайской принцессы. В чём там дело?

- Первые алтайские мумии были обнаружены в 1930-х годах. В VI-III вв. до н.э. в высокогорьях Алтая для захоронения делались курганные насыпи, вода проникала в погребение и там замерзала.

Впоследствии оказалось, что эти тела находятся в своеобразном стеклянном саркофаге, у них сохранились кожа, волосы, многие органические вещества, которые в обычных условиях разлагаются. И вот местные патриоты заявляют, что мумии нужно захоронить, потому что все проблемы республики, в том числе землетрясения, от того, что их потревожили. Но эти люди забывают маленькую деталь: предки тюркоязычных племён, которые пришли на территорию Алтая, выгнали оттуда население, относимое к пазарыкской культуре, к которым принадлежали эти мумии, и уже в то время напакостили так, что если и были какие-то проклятия духов скифских народов, то они в первую очередь легли бы на тех пришедших тюрков. На самом деле, эти захоронения к тюркским этносам не имеют никакого отношения, и их проклятья просто глупость.

Я больше скажу: даже если и существуют духи умерших, они должны поддержать археологов. Потому что мы знаем: умершие живы до тех пор, пока о них помнят. Долгое время эти курганы были забыты. Благодаря археологам мы сейчас прекрасно изучили древнюю историю, знаем, что здесь происходило. И поэтому, когда мы выкапываем, мы в первую очередь не разоряем, а наоборот возрож­даем память об этих людях и невольно заставляем чтить эти культуры, этих ушедших людей.

Досье
Сергей Фокин родился в 1978 году. Окончил КГПУ, исторический факультет. Защитил кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Основная тема научных исследований - Средневековье Приенисейской Сибири. Проводит археологические исследования на территории края с 1999 года.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Как выбрать семена для посева?
  2. Зачем лоси едят мухоморы?
  3. Можно купить пенсионный стаж?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Что делать с бездомными животными?