Светлана Хустик 0 405

Дорогой Ермака. Велосипедист проехал по всему пути покорителя Сибири

В экстремальных путешествиях главное – сделать первый шаг и заставить себя выйти на маршрут, уверен покоритель сложных трасс.

На велосипеде по кратеру действующего вулкана.
На велосипеде по кратеру действующего вулкана. © / Фото из архива Владимира Черникова

Красноярец Владимир Черников  добрался до висячего камня в Ергаках, спустился в кратер действующего вулкана, прошёл дорогой Ермака, покорившего Сибирь, перешёл через Альпы по пути Суворова и повторил путь белогвардейской армии Каппеля. И все эти путешествия он  проделала на велосипеде.  

«Грязные носороги»

Светлана Хустик, «АиФ-Красноярск»: Владимир, сегодня молодёжь предпочитает кататься на джипах, мотоциклах. Вам за несколько лет удалось поднять в нашем крае велоспорт на уровень, сравнимый со столичными городами. Как это произошло?

Владимир Черников: В молодости у меня была «Ява-350» - культовый мотоцикл. Гонял на нём даже по спортивным трассам. Но хотелось больше скорости, драйва - купил машину, участвовал в автогонках. Однажды, заняв очередное призовое место, открыл дверцу автомобиля, чтобы пойти на награждение, а ноги не держат. Понял, что стрессами, адреналином я выжигаю у себя всё внутри. На моё счастье, это был 1998 год - кризис, ремонтировать машину стало дорого. И я… купил велосипед. Это всё: ощущение природы, чувство скорости, медитация. Вскоре меня пригласили в федерацию велоспорта, где я 5 лет возглавлял отделение маунтинбайка. Встречался с молодёжью, приглашал на занятия. Параллельно вёл статистику, сколько в городе продаётся велосипедов. Велодвижение в Красноярске развивалось мощно. Начались наши знаменитые путешествия. Тогда красноярцы впервые проехали на велосипедах вокруг Байкала - до нас этого не делал никто.

Побывать на двух колёсах в самых неизведанных точках планеты - это мечта.
Побывать на двух колёсах в самых неизведанных точках планеты - это мечта. Фото: Фото из архива Владимира Черникова

Тогда же с товарищами создали велоклуб «Грязные носороги». Носороги, потому что упёртые, а грязь нас сопровождает всегда. И стали организовывать путешествия по России и за рубежом. Но уже не спортивные, а осмысленные. Всё больше склонялись к истории Красноярского края. Например, съездили в Милецкий острог. Сегодня никто почти не знает, что это такое. А это один из первых острогов: амбары, торговля, пароходы ходили по Чулыму. Или Маковский волок - торговый чайный путь. В 18-м веке чай везли из Китая через Монголию, потом в Кяхту, с Кяхты по Селенге сплавляли в Байкал, с Байкала - в Ангару, с Ангары - до Енисея в Енисейск. А дальше речек нет. И вот там был 71 км волока. Делается волокуша: лошадь, две оглобли, заплетаются ветки, туда накладывают несколько пудов чая и тащат. Телега-то не проедет, ведь это глухая тайга. Первый раз проехал этот путь летом. Дорога страшно разбитая, местами шёл пешком. Когда пришёл в Маковское - глухая деревня (сюда только вертолётом можно добраться) - на меня председатель как на чудо природы посмотрел. А я даже сказать ничего не мог - в горле пересохло.

По пути легенд

- А где ищете информацию, консультируетесь с историками?

Комфорт - в ощущениях души.
Комфорт - в ощущениях души. Фото: Фото из архива Владимира Черникова

- В библиотеках, в краеведческом музее. С товарищами прошли путём Ермака, покорившего Сибирь. Ехали на велосипеде вдоль рек, по которым они сплавлялись, местами на лодках. Но проехали всё «от» и «до»: Орёл-городок, Чусовской городок (откуда он стартовал) и до места, где его убили, - 90 км от Тобольска. Углубляясь в историю, узнаю необычные интерпретации, казалось бы, известных фактов. Например, все считают, что Ермак был народным героем. А это не так, вся его ватага приговорена к смерти. Он оказался покорителем Сибири не потому, что очень этого хотел. А потому, что купцы Строгановы, у которых он обосновался, хотели от него избавиться. У них была грамота на освоение Сибири, а он им мешал. Вот они и отправили его в поход - по сути, на верную смерть. Он пошёл покорять Сибирь 1 сентября. Основная часть людей в скором времени разбежалась - из 5 тыс. осталось 500, есть было нечего. Самые выносливые перезимовали, перебрались на другую сторону Урала в район Нижнего Тагила и только к концу следующего лета добрались до Тобольска. Во время похода были и восстания, и бунты.

Ещё один миф я для себя развеял. Помните знаменитую картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»? Мы повторили это путешествие из Италии через Швейцарские и Баварские Альпы на велосипедах через 213 лет. И знаете, каково было моё главное удивление? Место, где на картине Сурикова отряд Суворова спускается по перевалу, оказалось вовсе не страшным отвесным спуском, а небольшой пологой горкой. Я немного прошёл пешком, потом сел на велосипед и покатился вниз. Когда готовился, хотел взять ледоруб, верёвки, думал, надо будет привязываться, чтобы велосипед спускать.

- То есть велосипеду даже мороз и снег не преграда?

Чтобы сделать первый шаг, нужна огромная сила воли.
Чтобы сделать первый шаг, нужна огромная сила воли. Фото: Фото из архива Владимира Черникова

- Крутя педали на скорости до 40 км в час, вы будете думать не о том, как не замёрзнуть, а о том, как не вспотеть. Со временем я начал устраивать всё более и более сложные путешествия. В том числе и одиночные. Например, в январе-феврале в 35-градусные морозы проехал по пути отступления Белой армии Каппеля: от Красноярска до Забайкалья. Это было одно из самых серьёзных путешествий. И самое сложное - в подготовке. Главная загвоздка - как переехать Енисей? Белая армия дошла до Частоостровского, а затем пошла по льду. Но сейчас Енисей не замерзает. Случайно узнал, что как раз рядом с тем местом, у деревни Ключи, есть тоннель под Енисеем, по которому должны были возить радиоактивные отходы. Разыскал ответственного, начал переговоры, столько писем написал!

Объяснял, что это же наши, русские люди - цвет интеллигенции. Они ушли из России, как оказалось, навсегда. И я в память о них хочу совершить это путешествие. И, о чудо, ответственный человек даёт команду, чтобы меня пропустили. 

Спустился под Енисей, внутри всё в бетоне, течёт вода, которую постоянно откачивают. Сначала ехал ровно, потом резкий подъём - навстречу грохот, будто паровоз идёт. Это автобус с рабочими. Еле успел прижаться к стене, чтобы его пропустить. Выехал наверх весь мокрый, одежда встала колом. Обсох и двинулся дальше. 

В день проезжал примерно 100 км. Доехал до Иркутска, от Иркутска до Байкала, потом по Байкалу в точном соответствии с тем, как шла армия. Перешёл через Байкал и только там закончил свой поход. Он занял две недели. Всё время у меня было чувство, будто я вернулся в прошлое и проживаю его вместе с белогвардейцами.

Под Иланском меня сбил таксист, сломал два ребра. Но понял это я только по приезде. Крутить педали не мешало, правда, спать на боку было больно, задыхался. Ехал и думал, что белогвардейцам наверняка было труднее: тиф, постоянная стрельба, простуда.

Преодолевая себя

- Многим людям для отдыха нужен комфорт. А вы сознательно усложняете свои путешествия. Вы на велосипеде и в горы, и в кратер вулкана. Зачем? 

- Комфорт для меня - в ощущениях души. Побывать на двух колёсах в самых неизведанных точках планеты - это мечта. Именно она загнала меня на велосипеде на Второй столб, она же утащила к Висячему камню в Ергаках, где до этого не было ни одного велосипедиста. О вулканах я вообще давно мечтал, побывал как-то в Монголии в одном из потухших вулканов и загорелся. Два года назад залез внутрь вулкана Бромо в Индонезии и чуть там не остался. Очень опасно, там же пепел - ногу поставил, а она поползла, валит ядовитый сернистый газ. Кашель, дышать невозможно. Велосипед бросал вверх, потом его обходил - и опять. Боялся одного - что придётся его оставить. Вылез наверх, ко мне бросились туристы, чтобы сфотографироваться.

- Откуда вы берёте силы? Молодёжь порой сложно просто оторвать от компьютеров, телевизоров, гаджетов.

- Ломаю себя. Каждый раз, честное слово. Можно, конечно, дать себе слабину, но это не жизнь. На самом деле, труднее всего собраться и выйти из дома. Все на этом первом шаге и тормозят. А нужно просто подняться, надеть ботинки и выйти на улицу. Обратно уже не вернёшься. Но чтобы сделать первый шаг, нужна огромная сила воли.

Путешествия, особенно на велосипеде, - это свобода. А чувства свободы нам всем очень не хватает. Я проезжаю через мир, а мир проезжает сквозь меня. И в этом мире у меня нет никаких обязанностей, я никому ничего не должен, мне никто не должен. Кстати, это ощущение, к которому стремятся йоги и все верующие. Но мало кто его достигает. В жизни мы все «в строю», у всех нас много ограничений. И меня из этого строя выпускают только путешествия.

Досье
Владимир Черников родился в Читинской области в 1950 году. Учился в КГПУ. Преподавал физику в школе. Больше 20 лет работал в КГБ. После занялся бизнесом. Член Русского географического общества. Руководитель велолклуба «Грязные носороги», путешественник. Женат, имеет четверых детей.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда отмечают День матери в 2017 году?
  2. Какие птицы прилетают в Красноярск на зимовку?
  3. Может ли кошка проверить качество продуктов?
Самое интересное в регионах

Вы верите, что метро в Красноярске когда-нибудь построят?