Ольга ЛОБЗИНА 0 499

Нелегко говорить правду. Митрополит - о революции, Сталине, семье и религии

В три года он заявил родителям, что будет священником.

В октябре 2011 года решением Священного минода митрополит Пантелеимон был назначен главой Красноярской митрополии.
В октябре 2011 года решением Священного минода митрополит Пантелеимон был назначен главой Красноярской митрополии. © / Алина Ковригина / АиФ

Он прошел советскую школу, был даже пионером и комсомольцем, играл в школьном театре. А по субботам с бабушкой Феодосией ходил в храм. Но с трех лет мечтал быть батюшкой. Правда, прежде чем стать священником, окончил сельскохозяйственный техникум и институт. И только потом поступил в духовную семинарию… «Потому что понимал, если гонения на православных усилятся и продолжится разрушение храмов, мне придется служить подпольно». В 1987 году был пострижен в монашество. Шесть лет митрополит Пантелеимон (в миру Николай Кутовой) возглавляет Красноярскую митрополию. В интервью «АиФ-Красноярск» он рассказал о своем отношении к событиям, произошедшим сто лет назад, о роли Сталина в истории России, трансформации семейных ценностей, почему церковь не принимает суррогатное материнство, но крестит таких детей и т.д.

«Советский союз -моя родина»

Корреспондент «АиФ-Красноярск» Ольга Лобзина: 100 лет назад произошла революция, которая кардинально изменила жизнь в России. Отношение священнослужителей к этому понятно. Между тем сегодня Сталина одни проклинают, другие устанавливают ему памятники и считают, что в 1945 году он выиграл войну. Почему вы об этом всегда говорите с болью?

Митрополит Пантелеимон: До 1917 года существовала система, сложившаяся за тысячелетия. Нельзя сказать, что она была идеальной. И если бы не страшные грехи царствующих домов (особенно дома Романовых), правящей элиты и самого христианского мира, то революции не было бы.

Я родился в 1955 году, уже после смерти Сталина. Считаю, нельзя к его правлению относиться однозначно - с ненавистью или любовью. Власть не бывает без определённого насилия. История Сталина и нашей страны - это история бандитизма и законности. Но при этом чувство глобальности произошедшего, видимо, в нём господствовало. Как бы то ни было, Сталин стоял во главе страны, которая победила фашизм. Господь помог через молитвы верующих тому режиму в войне победить, вернуться к Богу, дать передышку для распространения христианства, чтобы дожить потом до перестройки.

Система правления, которую избрал Сталин, для него оказалась идеальной, но кровопролитной и даже геноцидной в отношении собственного народа. По-христиански это было бесовское правление. И сегодня он несёт ответ перед Богом.

- Карательная система прошлась и по вашей семье?

- Под жернова системы попали самые близкие родственники мамы, отец, потом отчим. Мама хотела быть актрисой и даже три года училась, но она была в оккупации и попала в немецкие концлагеря. А спецслужбы не доверяли таким, заставили забрать документы, и ей пришлось уехать в деревню.

Много было тогда несправедливого в государстве. Если при Сталине был страх, то после него - бесчеловечная коммунистическая система, особенно во времена Хрущёва. 91-й год вновь поставил кровавую точку, которую я не принимаю. Советский Союз, при всех его недостатках в отношении демократии, религии, человечности, - моя родина. В глубине души я ещё верую, что Господь поможет народам опомниться и объединиться. Пусть в другой системе, в свободных государствах со своей валютой, языками, религиями, но без антагонизма и ненависти, должен возродиться тот дух единства.

- В советские годы строили города, в космос летали…

- …атомные и электрические станции возводили, наука развивалась, сельское хозяйство, правда, и коррупция пускала свои корни. А сегодня мы вообще захлебнулись в этом. Коррупция пожирает всё - и веру, и доброту. Мы молимся, чтобы всё это не перешло вновь в кровопролитие. Дьявол толкает нашу страну к этому. И тогда будет похуже режима Сталина. Поэтому я всегда с такой тревогой говорю об этом и отказываюсь понимать все репрессии. Как же можно было над народами такой огромной империи, как Советский Союз, проводить такие страшные эксперименты? Но при этом у многих тогда была и искренняя любовь к стране. Люди самоотверженно работали в колхозах, на заводах. И искренне шли на демонстрацию 7 ноября…

Уходили, чтобы не вернуться…

- В результате гонений перед началом Великой Отечественной войны в Сибири практически не осталось храмов. А сколько их сегодня на территории края?

- Сибирь - уникальное место. Человек здесь никогда не знал ни крепостного права, ни помещичьего кнута. Конечно, борьба за выживание в Сибири требовала и силы духа. Потому люди строили храмы. Не помещики, а сами переселенцы, крестьяне, мастеровые, градоначальники...

Что делает сибиряка сибиряком? Духовность, мужество и могущество человека. Это сыграло свою роль под Москвой, когда сибиряки остановили гитлеровцев, а сами полегли. В честь красноярских героев в Красноярске будет возведён храм Иконы Казанской Божьей матери. На том месте, откуда первые добровольческие отряды отправлялись на фронт, чтобы сразиться с врагом под Москвой. Уходили, чтобы не вернуться...

До революции в Красноярском крае (тогда Енисейский округ) было более 400 храмов. В годы войны осталось 10 храмов на весь огромный сибирский регион. В Красноярске тогда чудом сохранилась Николаевская церковь (Никольский храм - единственный действующий в годы войны), в 1943 году в ней проводил службы Лука Войно-Ясенецкий (ныне святой).

Сегодня почти восстановлено количество храмов, которые действовали до 1917 года. В Красноярской епархии 180, более 100 в Енисейской, около 50 - в Норильской и более 60 храмов - в Канской. Но востребованность ещё больше. Сейчас в крае проживает около 3 млн человек, а до революции при населении в 500 тыс. было столько же храмов.

Мощи святых не музейный экспонат

- Летом в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы прикоснуться к частицам мощей святителя Николая Чудотворца, в течение месяца ежедневно в очередь выстраивались тысячи православных. А ведь до революции почти в каждом храме Енисейской епархии хранились мощи святых. Что удалось спасти?

Поклониться мощам святой Матроны пришли тысячи красноярцев.
Поклониться мощам святой Матроны пришли тысячи красноярцев. Фото: АиФ/ Александр Паниотов

- Большая часть святынь была утрачена во время гонений на церковь. Но благодаря стараниям священников сегодня есть ковчеги с частицами какого-либо святого почти во всех храмах. Есть там мощи и сибирских святых. Частицы мощей хранятся и в краеведческом музее, как и старинные иконы. Там пока не готовы их передать церкви. Мы и не требуем. Хотя исторические иконы должны быть достоянием жителей края, а не храниться в подвалах музеев. Надеюсь, когда мы воздвигнем Богородице-Рождественский собор, то сделаем цокольный этаж выставочным (как в московском храме Христа Спасителя) и отдадим его культуре. Частицы мощей также не могут быть музейным экспонатом, их надо передавать в храмы. Уверен, придёт время и понимание…

- Енисейск - старинный сибирский город, с богатой православной культурой и уникальными храмами, который сейчас восстанавливают к 400-летию. Возможно возродить паломничество?

- Тобольск и Енисейск - два уникальных места в Сибири. А для нас несправедливо поруганные города. Но сейчас их возрождают. И там есть святыни. Когда все реставрационные работы закончатся, они откроются для паломничества. Великое счастье жить рядом с таким городом, такой культурой и храмами. Надеемся, к юбилею в 2019 году Енисейск заиграет новыми красками. Мы этого очень ждём.

«Солома» сгорит в истории

- Год назад при митрополии создан общественный совет. В него вошли представители разных профессий, партий и даже вероисповедания. А когда совет выражал свою позицию по отдельным вопросам (как, например, запрет в школах рассказа Людмилы Петрушевской «Глюк», поддержка строительства собора на Стрелке), доставалось вам и от общественников, и от журналистов. Не жалеете?

- Считаю, это великий дар божий лично для меня - встречаться с такими достойными, разнополюсными, но очень цельными, интеллектуальными личностями. И обсуждаем вопросы не только те, что касаются церкви. Правильно подняли шум по поводу «Глюка». Считаю, эта «солома» сгорит в истории, как и многие другие книги, которые не могут быть жизнеутверждающими. И совет сделал большое дело - привлёк внимание и общественности, и российского министерства образования, которое всё-таки сделало своё заключение: книга не рекомендована для изучения в школе.

Мы, конечно, не можем приказать, ведь человек свободен выбирать. Но высказывать свою позицию обязаны. Иначе для чего мы живём на земле? Что касается меня лично… если Христа оклеветали и распяли, то нам, священникам, тем более не ждать светлого пути. И на этой непростой дороге будут и кланяться, и плевать, поливать грязью, клеветать… Но бояться не нужно. Потому что нелегко говорить правду. Ещё сложнее - принять, при этом никого не унижая и не оскорбляя.

В чём сила семьи?

- Сегодня много говорят об утраченных семейных ценностях. На ваш взгляд, что приводит к разрушению института семьи?

- Говоря очень мягко - безграмотность. А если сказать более жёстко - полное невежество в знаниях и оценках ценностей семьи как малого, но очень прочного замка человеческой души и формирования нравственности, самого человека - как царя природы, труда, гуманности и участника сохранения вечности. Семья - это не просто союз мужчины и женщины. В детях - вечность, в терпении и любви - мораль и нравственность, в труде - финансовое благополучие. Всё это помогает человеку существовать, хранить традиции…

Вера укрепляет семью.
Вера укрепляет семью. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

- Но почему мужчины сегодня не спешат связывать себя узами брака, брать ответственность за воспитание детей?

- Так можно сказать и про женщин. 21-й век обнажил то, о чём даже стыдились говорить. И конец мужчины как носителя жизни наступает тогда, когда он водворяется в систему однополой любви. Если не хочешь заводить семью, иди в монахи... Самое страшное, если мужчина теряет чувство защитника, хозяина, воина. Ещё он добытчик. А женщина не только хранительница очага, но слабый и хрупкий сосуд, который надо беречь. Но из истории мы знаем: если надо, она становилась на баррикады, на стены города, чтобы защитить страну, семью.

Сегодня мужчина «спит как младенец» до 35 лет, ещё и памперсы ему надо менять. Он стыдится проявить своё мужество. Не все, конечно. Я вижу, как молодые парни бережно несут на руках своих маленьких детей. Значит, отцовство проявляется у кого-то раньше, у кого-то позже. Но в целом меркантильность и страх перед лишними страданиями, нагрузками семейными в большинстве пугают, отсюда разрушение института семьи. Особенно если в семье, где он воспитывался, нет примера мужества, добра и ответственности. Но и государство, надо сказать прямо, ведёт не совсем правильную политику. Мужчин сегодня практически лишили возможности зарабатывать хлеб насущный. Зато пиво, алкоголь, наркотики становятся всё доступнее. И эта кривизна в человеческом обществе приводит мужчину как личность к пропасти. Впрочем, и женщину тоже. Почему-то о мужчинах у нас принято говорить «тряпка». Вот тряпок и выращивают мамы и папы.

Скажу прямо: русская нация проигрывает перед другими в воспитании мужчин. Равенство мужчин и женщин во всём приводит к проигрышу мужского начала. Отсюда такое количество разводов, и папы не смотрят, что у них есть дети. Отсюда матери-одиночки-героини. Я уважаю их за то, что не сделали аборт, пусть даже от разных мужчин нарожали детей, но не убили, а, как могут, воспитывают. Но ребёнок всё же должен расти в полной семье. Там, где есть пример мужественности и ответственности отца, доброта и любовь матери.

- А стоит ли сохранять семью, если муж наркоман или алкоголик? В обществе по этому поводу нет однозначной позиции. Одни считают, что с такими надо сразу разводиться. Другие говорят, что надо попытаться помочь…

- По церковным законам, поводом для развода могут быть факты прелюбодеяния или психического недомогания. И ни в коем случае болезнь. Однако наркомания, страшный алкоголизм, сексуальная распущенность, участие в террористических группировках - это условия, дающие право той или другой стороне к разрыву брака. В семье важна любовь, которая всё побеждает. Но нельзя цепляться за любовь, если человек превращается в демона и уже представляет опасность для близких. Если человек раз пообещал побороть свои вредные привычки, помогайте. Обманул второй раз - ещё можно поверить. Обманул в третий - надо разрывать отношения и оставить на волю Божью. Есть силы терпеть? Это индивидуальный выбор креста. Он спасительный, но и смертельно опасный. И, конечно, малейшее проявление насилия также может служить поводом к разводу. Если ударит один раз -убьёт в третий. Хотя знаю, что многие мамы и бабушки иногда терпели побои своих мужей и как-то оправдывали их, прожив вместе по 50 и 60 лет.

Ребёнок из пробирки…

- Как вы относитесь к суррогатному материнству, которое церковь не принимает, но в то же время допускает крещение детей?

- Церковь, наверное, по этому поводу ещё долго будет размышлять. Обращаясь к великой древности, мы можем найти примеры как бы суррогатного материнства. Из библейской истории знаем, что в семье Авраама и Сарры не было детей. Поскольку жена была бесплодна, она отдала мужу свою рабыню Агарь, которая и родила сына, потом отдала Саре, а сама осталась кормилицей.

В христианстве так сложилось за две тысячи лет - приёмные родители могут быть, а такого нет. И брак, где 2-3 жены, в православии тоже не рассматривается. Главные причины, почему церковь не принимает суррогатное материнство… С одной стороны, получается, с согласия законной жены муж вступает в блуд, с другой - допускается возможность торговли детьми. Ещё это может привести к отказу заказчицы от ребёнка и к убийству младенца той, которая произвела. Либо ребёнок окажется в детском доме при живой матери и той, которая хотела. Такого не должно быть.

- Есть ещё дети «из пробирки»…

- Но насколько я понимаю Священное Писание, самое главное - церковь не сказала, что этот ребёнок не человек. Дух святой сошёл на оплодотворённые клетки, искра божья заложена - дитя родилось. Поэтому мы и крестим таких детей.

Придет время - ответят...

- В советское время за поход в храм могли привлечь. После развала Союза туда пошли все, в том числе бывшие партийные работники, чиновники, бизнесмены, бандиты... Некоторые из них сегодня строят храмы. Как это принять простым прихожанам?

- Это сложно принять и верующему человеку, и обывателю. И часто с пылу-жару делим людей на честных и нечестных. Вот бедные - настоящие верующие, а богатые лицемерят. Но при этом мы забываем, что душа каждому дана Богом. И не случайно говорится, что душа человека потёмки. А когда в ней вспыхивает свет веры, чужой глаз не видит. Мы, священники, тоже не лишены такого же чувства, но знаем, что Господь в какой-то момент раскроет лицемерие человека, а наказание будет тяжким и страшным.

Действительно, после развала страны в храм пошли многие - министры, депутаты, бизнесмены... Во времена Бориса Ельцина их называли подсвечниками, потому что не принято держать в руках свечки. Сейчас это прекратилось. О таких людях надо молиться, чтобы они просветились верой, и тогда их богатство - награбленное и неправильно заработанное или честно заработанное - будет служить обществу. Пример тому - Совмен Хазрет. Он мусульманин, адыг (хотя адыги раньше были православными). Точно знаю: никого не грабил, ничего не приватизировал, не отбирал, наверное, заработал миллиарды. Но открывает детские дома, интернаты для престарелых, школы, помогает храмам и мечетям. Помогает бедным и богатым. И очень любит Красноярск.

- Почему общество не любит власть предержащих, богатых? Из-за зависти, или люди видят несправедливость? Как принять тем, кто трудится с утра до вечера за маленькую зарплату, воспитывает детей, тот факт, что кому-то с неба падает?

- Не с неба. Многими украдено, и очень искусно, даже при помощи закона. Но нужно понимать закон Божьего мздояния. С собой даже волос не возьмёшь. Цари где наши? А где их замки? Вот у нас они музеями стали - Эрмитаж, Петергоф, Михайловский, Царицино… Где наши великие богатеи? Где Гитлер с его кликой и награбленными ценностями? Их кости в аду. Барахло людьми сделано, а вот души, сожжённые в крематориях, не вернуть. Но есть вечный суд, и мы в это верим. Совет моей бабушки Феодосии передам: люди, радуйтесь, что есть стакан воды, кусок хлеба и соль. А ещё она говорила: пусть будем полуголые, полубосые, лишь бы войны не было. А Бог всё видит. Слишком коротка жизнь, чтобы тратить её на глупости, гневаться на богатых и распутных людей… Придёт время - ответят.

Мощи святых в Красноярске.
Мощи святых в Красноярске. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Не в бороде святость

- Церковь - консервативная структура. Но сегодня священнослужители активны в соцсетях, ведут блоги, проповедуют через Интернет, участвуют в различных ток-шоу. Как вы относитесь к этому - как к необходимости для привлечения и просвещения православных?

- Церковь никогда не была консервативна в плане развития человеческой культуры, бытия и прогресса. Но она всегда ставила на первый план спасительную пользу этого прогресса. Ценность жизни, окружающего мира - животного, растительного, минерального, экология - должна была остаться консервативно-замороженной. Мы не должны вторгаться, как это делаем сейчас. Экология приведёт нас к гибели. Конец света придёт через наши свалки, через нашу жадность, меркантильность и т. д.

Что касается церковной педагогики, то от времён сотворения мира она действительно консервативна, и нечего тут менять. Священнослужители - носители проповедничества и веры, они навсегда должны быть консервативно преданными Богу, морально-нравственным позициям. Конечно, не в бороде святость, не в длинных волосах, но принципиальные вещи нельзя изменять. И всё, что мирское, частично исходит и от демонического начала. Скажем, различные ток-шоу современные, лжемузыка - оглушающая и приводящая к разрушению нравственных устоев и самого организма человека. Когда на них появляются Фотии - это измена Богу, нарушение монашеских обетов. Считаю, это разрушает церковь - так учили нас святые отцы. Я с детства очень люблю театр и музыку, но не имею права этим увлекаться. При этом у меня много друзей театралов, работников сцены.

- А исповедоваться батюшке через соцсети можно?

- Есть сакральная тайна, которую нельзя выносить. Но пытаются. Исповедь - это таинство покаяния, через Интернет такое недопустимо. Это лишает человека ответственности за свою душу перед Господом. Я очень скорблю, но священникам тоже приходится пользоваться современными методами оповещения, в том числе через СМИ. И я грешный. Разные сайты у нас есть, но без этого уже не обойтись.

Однако мы не само таинство совершаем. Для литургии, проповеди любые средства хороши - радио, ТВ, газеты. А вот участие в ток-шоу недопустимо, как и в политической жизни. Церковь - это действительно тайна Бога и человека. И нравственная чистота обязательно должна сохраняться.

Что просить у Бога?

- Как бы человек ни относился к религии, но когда сталкивается с бедой, он идёт в храм или мысленно обращается к Богу. Что можно и чего нельзя просить у Бога?

- Священнослужители обязаны просить только Царствия небесного. Но мы и здоровья просим, и Господь посылает. И очищения от грехов, покаяния, с надеждой на вечную жизнь. Вольно или невольно всё равно присутствует некое мздовознаграждение в наших просьбах.

Вообще Господа обо всем можно просить. От помощи в зарплате и продвижения по службе до личной любви. Но всегда нужно помнить и добавлять: да будет, Господь, твоя воля. А вот просить врагам возмездия не надо. Напротив, молитесь за них, прощайте их. Господь всё это видит. Просите спасения от врагов. Но если злое просите, то вам бумерангом возвращается.

Когда я учился в Ленинградской духовной семинарии, мы часто ходили к могиле Ксении Петербуржской. И люди там разные просьбы в записках оставляли, много курсантов-моряков приходило. Кто-то просил за маму, болеющую раком. Курсант Витя писал: «Ксенюшка, помолись Богу, чтобы мне зацеловать свою девушку». А другой моряк просит: «Господи, дай, чтобы моя Машенька меня полюбила, и мы могли свои жизни соединить». Иногда просят отмщения, чтобы такую-то посадили в тюрьму, и она оттуда никогда не вышла, потому что разбила семью. А нужно было помолиться: «Вразуми, Господи, эту женщину, чтобы муж вернулся домой. А ей пошли доброго человека, которого она полюбила бы больше, чем моего мужа».

Дождь дает энергию жизни

- За окном дождь, пасмурная погода. На кого-то она наводит тоску, вызывает депрессию... А у вас какое любимое время года?

- Я настолько люблю жизнь, что к любой погоде отношусь с большим интересом. С шести лет рос на юге, 10 лет в Калининградской области служил, где дождливая погода, но она меня всегда восхищала и давала энергию к жизни. Очень люблю бушующее море. Чем больше волн, тем больше желания в них войти на корабле. Думаю, если бы не атеистическое время и Господь не призвал служить, я, возможно, стал бы моряком.

- И всё-таки поступили сначала в сельскохозяйственный техникум…

- Я воспитывался в эпоху, когда насаждался атеизм. Понимал: если гонения на православных усилятся, то, возможно, и храмов не будет, мне придётся служить подпольно. Значит, должен буду работать, себя кормить и вносить лепту в церковь. Поэтому важно было получить профессию и иметь ремесло. Поскольку в сельском районе жил, то выучился на зоотехника и поступил в институт на заочное отделение. Но сколько себя помню, хотел быть священником. Как мама говорит - в 3,5 года я сказал, что буду батюшкой.

ДОСЬЕ
Митрополит Пантелеимон (в миру Николай Кутовой). Родился в 1955 году в д. Грибаны Могилёвской области (Белоруссия). Окончил сельскохозяйственный техникум и институт, Ленинградскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1987 году пострижен в монашество. В 1993 году возведён в сан архимандрита, в 2005-м - в сан архиепископа. В октябре 2011 года решением Священного синода возведён в сан митрополита и назначен главой новообразованной Красноярской митрополии.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда отмечают День матери в 2017 году?
  2. Какие птицы прилетают в Красноярск на зимовку?
  3. Может ли кошка проверить качество продуктов?
Самое интересное в регионах

Считаете ли вы Россию лидером в освоении космоса?