Татьяна РУДЕНКО 0 2236

Не приговор. Сибиряк снял кино о людях, попавших в психдиспансер по ошибке

Двум воспитанникам психоневрологического интерната понадобилось несколько лет, чтобы доказать свою дееспособность и выйти на свободу.

В 34 года Юля вышла из интерната.
В 34 года Юля вышла из интерната. © / Александр Кузнецов / Из личного архива

К теме «жёлтого дома» не раз подходили классики. Стоит вспомнить только чеховскую «Палату № 6» или «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Недавно в Красноярске состоялся открытый показ документального фильма, который рассказывает о воспитанницах психоневрологического интерната, получивших дееспособность. Насколько это было сложно сделать и как удалось проникнуть в систему, чтобы снять жизнь в закрытом заведении, экспертизу и суд, корреспондент «АиФ-Красноярск» узнал у режиссёра фильма Александра КУЗНЕЦОВА.

Просто не повезло

Татьяна Руденко, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Александр Владимирович, ваш фильм называется «Краткая инструкция по освобождению». О чём картина и для кого инструкция?

Александр Кузнецов: Это фильм о двух девочках, которые живут в психоневрологическом интернате. Попали они туда по врачебной и педагогической ошибке, не повезло с родителями. Уже будучи взрослыми, девушки, пользуясь нашими российскими законами, с помощью педагогов, работников министерства соцзащиты проходят весь путь по выходу из интерната. Это судмедэкспертиза, переосвидетельствование, суд, который в конечном итоге признаёт их дееспособными. Первая экспертиза стала для одной из девочек, Юли, неудачной, на новую силы появились только через четыре года. Она с рождения в системе: дом малютки, детский дом, ПНИ. Выйти удалось только в 34 года. Вторая героиня фильма, Катя, получила диагноз, будучи подростком, причём заочно. Она очень самостоятельная, свободолюбивая. После выхода из ПНИ сменила уже четыре места работы.

Когда человек в 18 лет выходит из детского дома, ему по закону надо дать жильё. А если есть диагноз, установлена недееспособность, то его место пожизненно в интернате. Это большая тема, и я не могу её всю раскрыть. Поставил себе задачу сделать своего рода инструкцию, которую могли бы использовать и министерство соцзащиты, и сами ребята могли бы видеть, что есть в жизни шанс. И чтобы самому не было стыдно.

- Страшно было в «сумасшедшем доме»?

- В первый раз поехал в Тинской интернат в 2007 году, ничего о нём не зная. Когда увидел их дискотеку, стало жутко. Но в фильме такого рода «натурализма» почти нет. Я делал кино не про сумасшедших, а про двух нормальных девочек. Они живут отдельно от тяжёлых. Мне хотелось снять фильм, который показал бы ситуацию правдиво и при этом не был бы чернушным. 

В интернате тогда было около 600 проживающих, около 300 человек - обслуживающий персонал. По оценке специалистов, в ПНИ до 20% людей попадают только из-за педагогической запущенности, тяжёлых условий жизни. Им запрещено жениться, заводить детей. И они проводят там всю жизнь, пока не умрут. На кладбище этих людей раньше хоронили без имени, с номером на могиле.

Кто пройдёт экспертизу?

- В момент тестирования, когда слышишь вопросы врача, начинаешь искать свой ответ, и, если находишь его не сразу, по позвоночнику проходит холодок. Чувствуешь, насколько зыбкая грань между «нормальными» и «ненормальными», как она близко ко всем нам.

- Это очень важная сцена. Между нами и ими разница небольшая, просто нам повезло, а им нет. Помести нас туда с детства - как бы мы считали, сумели бы быстро сложить в уме 99 и 99? Эта сцена в фильме ещё и для того, чтобы следующие ребята, кто туда пойдёт, видели, как это происходит, и не боялись. Им всем страшна экспертиза - образование и кругозор не слишком хороши, по понятным причинам. Нужно, чтобы об этом задумались.

всё получилось!
Всё получилось! Фото: Из личного архива

- Как получилось зайти в закрытые заведения? В суд, на экспертизу, в ПНИ? Чиновники, врачи не любят, чтоб их снимали.

- В законодательстве нет запрета на съёмки. Суд снимать можно, если он даёт согласие. На съёмки «тестирования» было разрешение, ходатайство министерства. Просили только не показывать лица врачей, членов комиссии. Но это и не нужно было. Мне важны лица моих героев.

Фактически фильм делали вместе с министерством соцзащиты. Они мне очень сильно поверили - кино впервые увидели вместе со всеми на открытом показе. На самом деле в этой структуре есть большие изменения. В Красноярске перепрофилирован интернат специально для таких ребят. С ними работают, готовят к медэкспертизе. Всего в Красноярском крае из интернатов вышли уже несколько десятков человек.

Всё зависит от людей - директора, персонала. В Тинском интернате директором был Сергей Ефремов. Там даже ворота не запирались (обычно закрыто). По закону воспитаннику нельзя иметь розетку в комнате, а он им разрешал деньги получать на карточку, в магазин ходить. В комнатах были электрические чайники, телевизоры. Он их считал людьми. Ефремов возил в интернат журналистов, по его приглашению туда попал и я, сначала как фотограф. После этого появился первый фильм про интернат «Территория любви» - об артистах ансамбля «Иные» с психическими отклонениями. На «ПАЗике» студёной зимой они ездят и дают концерты - в детском доме, женской колонии, военной части. Потом возвращаются. В конце звучит вопрос: «Как нам дальше жить?» «Если вы будете стараться, получите профессию, пройдёте медэкспертизу, у вас есть шанс отсюда выйти», - отвечает директор. И они уезжают в ночь. Второй фильм, «Инструкция» - это логическое продолжение первого.

- А третий фильм будет - о свободной жизни?

- Очень интересно, какая у девочек теперь сложится судьба. Но, чтобы снять фильм, нужно, во-первых, своё время на это потратить. А во-вторых, это всё равно вмешательство в частную жизнь. С «Инструкцией» я себя оправдал тем, что девочки вышли из интерната. Надеюсь, что в этой жизни у них радости больше, чем в предыдущей. А трудности есть - каждый день.

Выйти на свободу

- Фильм завоевал уже множество призов, большинство из них международные. Может ли «Инструкцию по освобождению» увидеть российский зритель?

- В России практически нет проката документальных фильмов. Поэтому его можно увидеть только в киноклубах и на фестивалях, например, будет показ на фестивале Тарковского в Ивановской области, осенью - на сахалинском «На краю земли». Продюсер «Инструкции» - француженка, во Франции фильм идёт в прокате.

Фильм можно было бы сделать и по-другому, лучше. Но у него есть одно достоинство - это правда. Главная моя задача - сделать кино не о конкретных событиях. Это был бы маленький местечковый рассказ о событиях на станции Тинская и в Красноярске. Хотелось сделать фильм об общих человеческих ценностях, независимо от времени и пространства. Тогда он будет интересен всему миру. Главная идея - несвобода находится внутри самого человека. Выход на свободу - это то, что происходит (или не происходит) с каждым из нас.

- Вы серьёзно занимались альпинизмом, участвовали в восхождениях на Эверест. Кино - это новая вершина?

- Кино круче, чем горы! В горах выше Эвереста ничего нет, а кино позволяет покорять вершины мысли, духа. И это бесконечный процесс. 

Кстати, премьера фильма «Краткая инструкция по освобождению» состоялась в Париже 19 октября 2016 года. Французское название - Manuel de liberation.

Призы:

  • Гран-при, Международный фестиваль документального кино «Артдокфест», Москва (Россия), 2016;
  • Мировая премьера фильма - Международный фестиваль документального кино в Ньоне, Швейцария, апрель 2016;
  • Приз «За наиболее инновационный фильм» в конкурсе полнометражных фильмов;
  • Интеррелигиозный приз (международный конкурс, который выявляет вопросы смысла и направления жизни);
  • «Лучший европейский документальный фильм». «Краткая инструкция по освобождению» включена в лонг-лист в 2016 году;
  • Главный приз международного жюри Международного фестиваля в Вене (Австрия), 2016;
  • Большой приз жюри. Международный кинофестиваль Нанси- Лотарингия, Франция, 2016;
  • Премия Джона Маршалла за современные этнографические медиа, Камден международный, США, 2016;
  • Специальное упоминание. Международный фестиваль документального кино в Буэнос-Айресе (Аргентина), 2016.

Досье
Александр Кузнецов родился в 1957 году в Красноярском крае. Окончил КГТУ. Известный фотожурналист, его работы находятся в коллекциях Русского музея, Гарвардского университета, музея Нансена. Кинодокументалист. Альпинист.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему отключают электричество?
  2. Зачем нужны персональные денные?
  3. Как отдыхаем в ноябрьские праздники?
Самое интересное в регионах

Вы готовы платить за посещение «Столбов»?