Татьяна РУДЕНКО 0 236

Человек в мегаполисе. Общественник о том, как благоустроить город системно

Существуют общие принципы организации комфортного городского пространства.

Исторический центр - пример удачной застройки.
Исторический центр - пример удачной застройки. © / Виталий Чеусов / Из личного архива

Благоустройство Красноярска всё чаще становится темой ожесточённых общественных дискуссий. Транспортная реформа, ремонт городских улиц, точечная застройка - не всегда инициатива власти вызывает одобрение горожан. Корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорил с общественным активистом Виталием Чеусовым, заметки которого нередко становятся резонансными.

Уничтожили дворы и деревья

Татьяна Руденко, «АиФ-Красноярск»: Виталий, как получилось, что, не имея специального образования, вы стали заниматься темой городской среды?

Фото: Из личного архива Виталия Чеусова. 

Виталий Чеусов: Я хочу жить в комфортном и красивом городе, пользоваться удобным транспортом. Для этого пришлось разобраться, что такое городская среда и как транспорт становится хорошим. Кроме самообразования, ездил на различные конференции, проходил обучение. Например, в 2015 году побывал в Париже по программе летней школы урбанистики.

- Если исходить из комплексного понимания городской среды, какие проблемы есть в Красноярске?

Досье
Виталий Чеусов. Родился в 1985 году в Красноярске. Окончил СибГАУ. Руководитель технической службы в «Мастерской А2». Не женат.
- У нас есть несколько ключевых проблем, если не затрагивать благоустройство как таковое - красоту, парки и так далее. Первое - это повсеместная грязь, которая тесно связана с отводом дождевой воды. Чуть более серьёзный дождь - и город плывёт. Эту проблему могут решить ухоженные газоны. Второе - доступность городской среды, возможность для маломобильных граждан пользоваться общественным транспортом. Третье - деревья. Они воспринимаются как необязательный элемент: есть - хорошо, нет - и ладно. А в некоторых странах существуют электронные каталоги всех городских деревьев с полной информацией по каждому, в том числе, какие плюсы они несут городской среде, причём посчитанные в деньгах.

Следующий больной вопрос - это наши дворы, которые в большинстве представляют собой парковку. В многоэтажных жилых комплексах с плотной застройкой не получается сформировать частное дворовое пространство. Нет разделения на приватную зону, где можно посидеть, отдохнуть, и на общее место, где люди встречаются, ходят, гуляют. Соседи перестают друг с другом здороваться, общаться. Снижается безопасность.

Повсеместная грязь - беда города. Фото: Из личного архива Виталия Чеусова.

Куда пойти пешком?

- Проблем достаточно. За что ухватиться в первую очередь?

На мой взгляд, одна из приоритетных целей на ближайшее время - это изменение системы застройки. Когда в чистом поле строят огромное количество жилья, не обеспеченного транспортом и инфраструктурой, - это серьёзная проблема, которую не исправить за год. В Европе подобные комплексы сносят и строят компактно расположенные малоэтажные дома. В плотной застройке нет ничего плохого - это означает много магазинов, различных услуг поблизости.

В разреженной городской среде много времени уходит на дорогу. С такой проблемой столкнулись в Лос-Анджелесе, где разросшийся одноэтажный пригород практически уничтожил общественный транспорт. Чем дальше нужно ехать человеку, тем меньше он ходит пешком - просто некуда. Чтобы добраться до магазина, нужно садиться в машину. Люди начинают ездить в торгово-развлекательные центры и проводить там время - это тоже проблема.

- В Красноярске есть примеры хорошей застройки?

- Один из самых удачных - это исторический центр. Там комфортный размер кварталов, хорошая высота, соотношение высоты и ширины улицы. Всё удачно. Много интересных зданий, их нужно подчёркивать. Нашим предкам можно сказать спасибо. А вот что скажут о нас потомки, пока не ясно. Есть и современный жилой комплекс с закрытыми дворами без машин, где жители спокойно отдыхают, оставляют велосипеды. Правда, только один. 

- А что является критерием комфортной городской среды?

- Есть совершенно чёткие и понятные пропорции высоты здания и ширины улицы. Один к одному - самый сбалансированный вариант. На широкой улице людям некомфортно - слишком много транспорта, на узкой - темно и тесно. В одном из исследований городской среды приводился интересный факт: чем шире улица и больше транспорта, тем меньше людей, которые как-то контактируют: общаются, разговаривают. Теряются социальные связи. Вот такой «неожиданный» вывод - транспорт мешает людям общаться.

Метро или трамвай?

- И всё же в мегаполисе без него никуда. Можно ли найти золотую середину, чтобы транспорт служил человеку, а не наоборот? 

- Есть несколько основных принципов построения транспортной системы. Первое - приоритет пешеходного движения перед транспортом. Город должен быть построен так, чтобы удобно было дойти пешком до большого количества мест: безопасно, чисто, красиво и приятно. Второе - приоритет общественного транспорта перед личным. Сначала делаем, чтобы было удобно пешеходам, потом даём зелёный свет общественному транспорту, затем - личным автомобилям. Ещё один принцип - это предпочтение интенсивных методов решения проблем. Прежде чем строить что-то новое, нужно заставить максимально эффективно работать имеющуюся систему. Скажем, если создать правильную маршрутную сеть трамваев и автобусов, метро станет не нужным. Тем более что в Красноярске оно будет перевозить воздух при сверхдорогой стоимости строительства. В Самаре, сопоставимой с Красноярском по масштабу, метро требует 200 млн в год только на поддержание. 

- Есть ли вообще смысл говорить об электротранспорте в Красноярске? С учётом, что у нас исторически сложилось так, что трамвай ходит на правом, а троллейбус - на левом берегу?

- У нас на реке стоит огромная электростанция. Не использовать этот источник энергии было бы странно, учитывая, что город находится в низине, есть проблемы с экологией. 20 лет назад трамвай заходил на левый берег и планировалось развивать этот вид транспорта. К сожалению, мосты отдали автомобилистам, последние пути исчезли с Октябрьского моста в 2006 году. Это типичная ошибка стран, которые сталкивались с бурным ростом уровня автомобилизации.

Городская среда в Красноярске
Трамвайные пути в Красноярске. Фото: Из личного архива Виталия Чеусова

Скажем, в Париже в 1937 году уничтожили трамваи, и только в 90-х годах стали их восстанавливать. Пригороды разрослись так, что тянуть туда метро стало нерентабельно, автобусы не справлялись. Ситуацию спасли трамваи. Их плюсы - достаточно частые остановки, нет необходимости спускаться под землю, быстрее и дешевле строить, чем метро. В Париже трамвай стал частью реконструкции улицы: хорошие тротуары, новые фонари, красивые обособленные трамвайные пути. Кроме того, трамвай можно сделать достаточно быстрым, если использовать системы приоритетного проезда. При подъезде к перекрёстку светофор получает сигнал, трамваю загорается зелёный, а другим - красный. Благодаря равномерности движения получается хорошая средняя скорость.

- Почему транспортная реформа вызвала такую широкую критику?

- Один из ключевых моментов любых изменений - это максимальная открытость и понятность конечных результатов. Все изменения необходимо обсуждать. Транспортная система Красноярска устарела, её нужно модернизировать. Но делать это открыто, объясняя все шаги и советуясь с горожанами. Когда через остановку «ул. Перенсона» проходит 30 маршрутов - это ненормально. Люди боятся пересадок, но ничего страшного в них нет, если правильно выстроить систему. В том числе с точки зрения оплаты. Скажем, ввести безлимитные проездные. Но тогда придётся перейти на другую систему работы с перевозчиками. Если они будут получать плату от города за совершение определённого количества рейсов, а пассажиры будут платить в бюджет, то исчезнет нездоровая конкуренция, уйдут в прошлое пресловутые гонки по улицам города.

Нужно работать над сервисом. Пассажирские перевозки - это услуга, которая должна людям нравиться. В противном случае они пересядут на машину. И даже не посмотрят на цену - любой автомобиль стоит гораздо дороже, чем общественный транспорт. 

В Екатеринбурге недавно разрабатывали новую маршрутную сеть, достаточно революционную для российских городов, с разделением на магистральные и вспомогательные маршруты. Пригласили международного эксперта, были лекции, встречи с разработчиками, много вопросов - всё в открытом режиме: каким будет конечный результат, почему именно таким, какую это принесёт пользу людям, а какую - городу, почему именно пересадки. И, конечно, жители спорили и возмущались. У городской администрации такая работа - принимать на себя удар возмущения жителей, когда что-то меняется. К сожалению, внедрение системы отложили до 2019 года, в отличие от Москвы, где уже работает маршрутная сеть «Магистраль», построенная по тем же принципам. Красноярску стоит обратить внимание на этот опыт.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда придёт бабье лето?
  2. Как будем отдыхать в 2019 году?
  3. Активность в соцсетях причина для увольнения?
Самое интересное в регионах

Для чего в Красноярске для автобусов выделили дополнительные полосы?