aif.ru counter
Светлана Хустик 0 328

«Боимся быть личностью». Валерий Терёшкин - о патриотизме, зрителях и даре

В 2017 году свободному балету Терёшкина исполняется 30 лет.

Свободный балет – это импровизация.
Свободный балет – это импровизация. © / Красноярская краевая филармония

В этом году исполняется 30 лет свободному балету Валерия Терёшкина и 65 – его идейному вдохновителю и руководителю. О том, что значит для балетмейстера возраст, как не проглядеть талант у ребёнка и почему в джазе важен интеллект, Валерий Борисович рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск».  

Попасть в десятку

Светлана Хустик, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Валерий Борисович, несмотря на возраст, вы в прекрасной форме. Прожитые годы помогают или, наоборот, мешают?

В этом году Валерию Борисовичу исполнилось 65 лет. Фото: Красноярская краевая филармония

Валерий Терёшкин: Сейчас уже можно не стесняться ничего в профессии. Ощущаю, что знаю больше, чем другие балетмейстеры. Знаю, что нужно зрителям. В этом плане возраст только плюс. С другой стороны, я не имею права на ошибку. С каждым годом времени становится всё меньше, и нужно попадать в десятку. В сентябре готовлю премьеру с рабочим названием «Апокалипсис». Пожалуй, это будет первая настоящая работа. Представляете, не в 30, не в 40, а именно сейчас.

- Так что же нужно зрителю?

- В каждой стране разное. Например, в Чехии, Польше, Болгарии, Монголии, Китае, Японии, Индии зрители ищут философский подтекст, там любят, когда в танцах раскрываются какие-то тяжёлые проблемы. Французы, впрочем, как и россияне, тоже любят поплакать. В Америке, наоборот, люди привыкли на выступлениях веселиться. Там всё должно быть направлено на то, чтобы поднимать настроение. Красноярский же зритель любит всего понемножку, мы всеядные.

- И вы готовы создавать произведения вот так, на потребу публике?

- Это очень тонкая грань. Надо аккуратно подвести зрителя к тому, что я хочу сказать. Даже если там будет немного конъюнктуры. Потом сделать плавный переход, чтобы настроить его, затем показать, чего я хочу. Увидеть реакцию, а после вывести на что-то общее.

В джазовом танце нужны яркие артисты.
В джазовом танце нужны яркие артисты. Фото: Красноярская краевая филармония

- Получается импровизация?

- Свободный балет - это и есть импровизация. Хотя очень трудно затачивать артистов на импровизационный ряд. Российская хореографическая школа зомбирует, шаг вправо, шаг влево - расстрел. Поэтому артисты зачастую достаточно однобоки: либо классик, либо народник. У меня же нет рамок. Мне нужны яркие, неординарные, раскрепощённые личности! Я заметил, что сибирские балетмейстеры боятся идти впереди Москвы. Столица для них - волшебное слово. Но у нас такие же руки, голова, вкус! И это не провинциальность, это какая-то ложная скромность. Мы, россияне, воспитанные в Советском Союзе, боимся быть личностью. Хотя многие сибиряки отлично шли впереди всех, например, Иван Ярыгин.

«В танцы – не раньше 7 лет»

- То есть ваши артисты могут не быть профессиональными танцорами?

- Сначала личность, а потом профессионализм. В моей труппе есть танцоры разных жанров, работавшие в театрах, спортсмены, мастера спорта по художественной гимнастике, по спортивной акробатике, даже фигуристы. Идёт текучка, но она меня радует. Приходит новый человек, новые эмоции, я его открываю, учусь у него, он у меня. Обожаю находиться среди молодёжи, она толкает вперёд.

На пенсию танцоры уходят в 38-40 лет. Фото: Красноярская краевая филармония

У джазовых танцоров очень рано наступает пенсия, в 38-40 лет, и до неё редко кто танцует. В народных-то танцах можно шубку надеть - и лишнего не видно. А здесь необходимо молодое спортивное тело, которое придётся оголять, в танцах так или иначе есть эротические движения. Поэтому люди должны вовремя найти себе занятие по душе.

- Большинство ваших артистов вы воспитываете чуть ли не с пелёнок. Расскажите, как родителям не прозевать у ребёнка талант?

- Ну уж не с пелёнок, а не раньше, чем с семи лет. До этого отдавать в танцы не стоит. Опорно-двигательный аппарат не сформирован, лишние физические нагрузки портят фигуру, и психологически ребёнок ещё не готов к такому адскому труду.

Танцы – это тяжелый ежедневный труд. Фото: Красноярская краевая филармония

Родителям надо наблюдать за ребёнком. Не торопиться, не отдавать в несколько кружков одновременно. Дайте общее представление о том, чем вообще можно заниматься. И наблюдайте, что ему больше нравится.

Многие артисты труппы действительно начинали ещё с нашей детской школы. Меня часто спрашивают, какие в ней требования. Но мы не ведём кастинг. Главное, чтобы ребёнок был здоров. А какой он: полненький, или худенький, - неважно, он ещё несколько раз изменится.

Главная муза - любовь

- Как рождается новое произведение?

- Самое сильное, что толкает к созданию произведения, - это любовь. Она главный стимул, без которого ничего не получится. Необходимо постоянное чувство влюблённости, хотя бы эпизодическое. Увидел, влюбился моментально, пусть это будет на пару месяцев, но я за это время создам две-три работы, которые втайне, в сердце, посвящу именно ей.

Соединить несоединимое – вот девиз известного балетмейстера. Фото: Красноярская краевая филармония

- В танцевальном мире уже существует такое понятие, как «терёшкинский танец». Что это такое?

- Понятие есть, хотя некоторые под эту гребёнку отправляют вообще всё, что не является народным или классическим. Чётких критериев нет, нам свойственна эклектика в танце, мы соединяем несоединимое. Образно говоря, в мясорубку попадают разные ингредиенты, а выходит уже совершенно другая субстанция. Это очень трудно подделать. Некоторые запрещают зрителям снимать свои выступления. Я этого совершенно не боюсь. Те, кто не был с нами в момент постановки, всё равно ничего не повторят. Искусство балетмейстера - как радуга. Настолько хрупкий товар, что его можно увидеть только здесь и сейчас. Завтра это уже будет совершенно другой танец.

- В этом году коллективу исполняется 30 лет - возраст взросления, ваш танец за это время изменился?

- Очень сильно. Мы начинали свои постановки в жанре пантомимы в 1987 году. И лишь позже стали делать танцевальные вещи в стиле джаза, которые самим джазом ещё не называли, нам это в голову не приходило. На одном из уличных концертов проходившие мимо французы произнесли: «Да это же джаз!»

В каждой стране зрители ищут свой смысл в танце. Фото: Красноярская краевая филармония

- Ваш балет известен далеко за пределами России. Не было ли желания уехать в другой город, страну?

- Наверное, раньше было. Москва советская была бедная, но и снобизма там было меньше. Сейчас она другая, шоу-бизнесу, конечно, там легко пробиться, но мы не шоу-бизнес. В Америке джаз - это кровь, это жилы, музыка номер один, таких, как я, Терёшкиных, там много, поэтому смысла нет уезжать за океан. И потом, я здесь вырос, мне нравятся сибиряки, я хочу что-то давать этим людям.

«Не люблю нытиков»

- Вы родились в Туве. Что для вас малая родина, часто ли там бываете?

- Я мало её видел. Родители в послевоенное время поехали туда на комсомольскую стройку, там возводили Горно-металлургический комбинат.

Папа, от природы музыкант и профессиональный водитель, погиб в автомобильной катастрофе, когда мне исполнилось полгода. Он там и похоронен. Маме надо было как-то выживать, и она переехала в Норильск, где зарплата была больше и можно было прокормиться.

Но порой я хочу видеть то место, где родился. Беру билет, еду в Кызыл, в основном на маленьком самолётике Ан-2. Подлетаю, смотрю, в душе мурашки. Несколько раз привозил в Кызыл свои программы, нас очень хорошо принимали.

- Что вас раздражает?

- Я патриот, страшно люблю Красноярск и всегда очень переживаю, если вижу, что здесь что-то не так: дороги, мусор. Когда куда-то выезжаю, всегда горжусь, что мы из России. Меня раздражает, когда кто-то ноет, пессимизма не люблю, я боец.

P.S. Главным партнёром не только в жизни, но и в творчестве для Валерия Терёшкина стала его супруга Ольга Сергеева. «Человек за спиной» лучше всех знает балетмейстера, его привычки и предпочтения, но до сих пор обращается к нему на «вы».

Досье
Валерий Терёшкин родился в Туве в посёлке Хову-Аксы в1952 году. Окончил КГПУ и Норильское музыкальное училище. В 1997 году организовал Свободный балет. Лауреат международных конкурсов балетмейстеров. Женат, двое детей.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Как выбрать семена для посева?
  2. Зачем лоси едят мухоморы?
  3. Можно купить пенсионный стаж?
Самое интересное в регионах
Роскачество
А вы знаете, что означает буква «П» на автобусах Красноярска?