aif.ru counter
Татьяна АНТИПЬЕВА 0 335

Соль русской нации. Профессор-историк об истоках сибирского характера

Все материалы сюжета История Красноярского края

Геннадий Быконя рассказал об особенностях первых переселенцев.

Геннадий Быконя.
Геннадий Быконя. © / Татьяна Антипьева / АиФ

«В Сибири первые русские поселенцы оказались в экстремальных условиях. Выживали только инициативные, энергичные, смелые, активные. Некорыстолюбивые. Наравне с выносливостью и личной храбростью больше всего ценились взаимовыручка, коллективные действия», - считает Геннадий БЫКОНЯ, профессор, доктор исторических наук.

Вольный человек на вольной земле

Татьяна Антипьева, «АиФ на Енисее»: - Геннадий Фёдорович, Красноярск в предстоящие выходные отметит своё 386-летие, основали город казаки. Интересно вспомнить, как он развивался в первые десятилетия?

- Не только казаки прибывали на жалованье - хлебное, соляное, денежное, многие приходили сюда по принципу «вольный человек на вольной земле». Поначалу не хватало женщин, поэтому широко шла метисация: переселенцы заключали браки с женщинами из местных народов. Но уже в первой переписи 1719-1722 гг. видно, что диспропорция полов выровнялась. Заметьте - высок процент мужчин, которые в преклонном возрасте имели семью и детей. Около сотни было таких, которым за 50, 70, 80 лет! Самым старым, к слову, жителем Красноярска был пашенный крестьянин Корноухов - ему было 120 лет.

- Чем люди на жизнь зарабатывали в те годы?

- Посадские люди - ремёслами и торговлей. Больше всего ценилась переработка древесины и животного сырья - кожи, волос, костей. Активно торговали с Китаем, Монголией. Пётр I мечтал наладить торговый путь с Индией и считал, что можно не только Северным морским путём идти, но и сухопутным - через верховья Абакана, Енисея. Так что в Красноярске дневали-ночевали бухарские, монгольские купцы с караванами верблюдов и потом шли в Восточную Сибирь. Казаки тоже могли торговать - когда ясак собирали. В то же время практически 70% казаков имели пашню. Было и духовенство. Ещё первый гарнизон запросил: «Как так - без церкви? Мы же православные люди!»

Фото: АиФ / Татьяна Антипьева

- Сохранились ли в городе церкви того времени?

- Только Покровский кафедральный собор, построенный в последнее десятилетие XVIII века. Но он был приходской церковью. Кафедральный - Воскресенский собор, к сожалению, был разрушен в 50-е годы XX века. На его месте хотели дворец молодёжи построить, а возвели Большой концертный зал. Я ещё учился в педагогическом институте и застал момент, когда силами студентов собор ломали.

- Вам тоже довелось в этом участвовать?

- Нет. Хотя жалею, что не стал очевидцем. Тогда же нашли останки командора Резанова. Это на самом деле загадка - почему император Александр I не приказал доставить тело дворянина-камергера на родину в Санкт-Петербург.

Закон чиновникам не указ

- Памятник Андрею Дубенскому в городе поставили. А вот памятника другим казакам - основателям города до сих пор нет.

- Когда-то архитекторы Арэг Демирханов и Эдуард Панов предлагали поставить на Стрелке макет малого острога, сделать разрез культурных слоёв. Идея канула в Лету. Сейчас, насколько я знаю, прорабатывается проект установки на острове Татышев макета острога в полную величину - с 30 избёнками, похожими на те, в которых в годы основания Красноярска жили казаки.

Фото: АиФ / Татьяна Антипьева

- При попустительстве чиновников, ответственных за сохранение памятников культурного наследия, разрушаются уникальные образцы старинной архитектуры как в Красноярске, так и в других городах края. Неужели старина исчезнет?

- У нас неплохое законодательство по охране памятников культурного наследия. Вся беда в том, что оно не соблюдается. От голого материального интереса страдают те остатки исторического наследия, которые до нас дошли. К сожалению, недавно с местной охраны сняли больше 100 ценных объектов! Теперь они оставлены на произвол судьбы. Там, где выгодно, их покупают за бесценок, сносят безжалостно. Я помню, в лихие 90-е жгли деревянные объекты, очень интересные по архитектуре.

У нас в Красноярске беда какая - руководство края мало задерживается в своих креслах. И в Иркутске, и в Томске оседлые губернаторы. А у нас проходной двор, площадка для карьерного старта чиновников.

Как казаки воевод выгнали

- А ведь московских начальников красноярские казаки умели приструнить в прежние века? Я имею в виду такой исторический феномен, как красноярская шатость.

- Бывало, столичные воеводы, оказавшись в Сибири, теряли чувство реальности. Их могли отправить в Сибирь обнищавшими, а возвращались они уже богатыми. Население как могло давало отпор. Шатость Красноярска была одним из самых ярких народных восстаний в Сибири. Первая длилась пять лет и закончилась, только когда прислали воеводу Мусина-Пушкина, который приехал и стал выяснять, откуда у помощников бывших воевод богатства. Это сейчас не выясняют, с каких заработков чиновник покупает мерседес за 3-4 миллиона или дом на Гавайях. А тогда принято было. К тому времени и молодой Пётр I стал старых казнокрадов шерстить. Прежних красноярских воевод Башковских арестовали, пытали, те сознались. Их определили на каторгу.

Вторая шатость была при губернаторе Гагарине. Московский князь, присланный в Сибирь, вёл себя как полудержавный властелин. За стол садился, из-за него вставал - пушки гремели. Выезжал с тысячей телохранителей. Пётр I после расследования велел его повесить. Его труп переносили по нескольким местам. Чтоб все знали - первый сибирский администратор плохо закончил, потому что зарвался. Красноярские казаки в любом случае не против власти, а против злоупотреблений во власти бунтовали.

Без истории как без чувств?

- В те времена люди города, сёла основывали, строились, крепко жили. Как думаете, достойны ли мы, потомки, своих предков?

- А почему нет? Сибиряки, я бы сказал, - соль русской нации. На обороне Сталинграда командир мог другому сказать: «Тебе хорошо: получил несколько сибиряков. Стоят целой роты». И в середине XX века были люди выносливые, меткие стрелки, не изнеженные городскими условиями. Другое дело, что в то время в деревнях было трудовое воспитание. С конца же 50-х годов преобладает городское население. Условия комфортной жизни в городах резко сократили возможности трудового воспитания молодёжи. Увы, системная работа в этом направлении ведётся недостаточно. Безусловно, позитивный момент - реанимация движения ГТО. К тому же чрезвычайно важно и взрослым, и детям рассказывать об истории тех мест, где они живут, - так рождаются уважение и любовь к малой родине.

- Иной офисный работник или, например, повар детского сада могут сказать: какое мне дело до вашего краеведения...

- Да, у нас, как и у животных, есть инстинкты самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода, но ведь есть ещё и интеллект. Поэтому нужны не только зарплата и три ключа - от квартиры, машины, дачи, а и духовная жизнь. Знание о корнях поможет человеку определить свою специализацию. А максимально выразить свои творческие потенции любой стремится. На мой взгляд, счастье - это когда «хочу» и «надо» совпадают. Поэтому лучший вид труда - творческий. Тогда человек полнее всего своё «я» выплескивает. Да и Пушкин с Лермонтовым когда-то говорили: «Не знать историю может только человек бесчувственный».

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как защитить себя от гриппа?
  2. Что мы празднуем в День народного единства?
  3. Как отдыхаем в ноябре 2018 года?
Самое интересное в регионах

Считаете ли вы Россию лидером в освоении космоса?