Мария ЗАХАРОВА 0 83

«Зайцы» на сцене! Создатели мим-театра - об эмоциях, творчестве и любви

Единственный в Красноярском крае мим-театр «За двумя зайцами» открыл 30-й сезон

Пантомима, как визуальный театр.
Пантомима, как визуальный театр. © / Мим-театр "За двумя зайцами"

Его основатели - Ирина и Валерий Зайцевы, а в профессиональной среде просто «зайцы». Все эти годы они сами создают свои спектакли, сами воспитывают актёров для необычной труппы, сами же вместе с ними выходят на сцену. 

В 1987 году они окончили Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры (ныне Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов) и вместо того, чтобы искать место под солнцем в советских мегаполисах, отправились покорять Сибирь. Создали в Красноярске свой собственный театр пантомимы, где со зрителем разговаривают только на языке движения тела, не прибегая к помощи слов. Как без слов достучаться до зрительских сердец, создатели театра рассказали корреспонденту «АиФ-Красноярск».

Создатели мим-театра Ирина и Валерий Зайцевы. Фото: Мим-театр "За двумя зайцами"

Нам не хватает радости

Мария Захарова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: За 30 лет изменилось очень многое: у нас страна другая, образ жизни совершенно иной. Скажите, а театр изменился за эти годы?

Ирина Зайцева: Конечно, изменился, это вам и театральные критики скажут, и искусствоведы о переменах всё подробно разъяснят. По нашим ощущениям, театр становится более зрелищным, визуальным, появляется много современной драматургии. А пантомима - это и есть визуальный театр. Она может существовать как в синтезе со словом, музыкой, художником, драматургом, так и совершенно обособленно. Это сейчас очень современно. Так что это наш конёк.

- Тем не менее иногда современные режиссёры в погоне за новизной, как мне кажется, перегибают палку и доводят всё происходящее на сцене до абсурда. Может, не стоит идти к популярности таким путём?

Мим-театр За двумя зайцами, Зайцевы
Искувство должно радовать. Зайцевы Фото: Мим-театр "За двумя зайцами"

И.З.: Такое существовало во все времена, это нормально. Не хотелось бы в данной ситуации употреблять слово «кризис». Скорее, это поиск того языка, которым актёры и режиссёр будут разговаривать со зрителем. Действительно, сейчас есть некое увлечение западным условным театром. Когда внешняя картинка важнее внутреннего смысла. Но даже условный театр на Западе и у нас всё равно отличаются друг от друга.

Валерий Зайцев: Западный театр - это в первую очередь зрелище. Человек приходит в зал для того, чтобы отдохнуть и развлечься. А у нас - Чехов, Достоевский, и каждое сказанное слово имеет вес и несколько значений. И всё же… Художник Серов сказал: «Искусство должно радовать». Для всего остального есть другие дисциплины - наука, образование, дебаты и т. д. Только представьте: человек напахался за день, пришёл вечером в театр, сел в кресло, гаснет свет… и на него оттуда ведро проблем - ух! Лично я убеждён, что человек должен иметь какую-то отдушину, место, где ему станет хорошо. И таким местом может быть именно театр. Мы всегда на взводе, рычим друг на друга частенько. Не потому что человек плохой, а потому что ему радости в жизни не хватает. Поэтому зритель не должен уходить со спектакля в состоянии безнадёги. Это просто преступление!

Пена шоу-бизнеса

- Герой одного известного советского фильма говорил: «Скоро не будет ничего, одно сплошное телевидение». Но вот уже настала эпоха Интернета, когда в любой момент человек может посмотреть практически всё, что захочет. А зритель всё равно идёт в театр. Как думаете, почему?

И.З.: Всё, что можно посмотреть в Интернете, - это картинка, которая просто удивляет, как аттракцион. В театр идут не за зрелищем - за откровением. Театр - это всегда здесь и сейчас. Этот спектакль нельзя будет повторить никогда. На следующий день он будет чуть-чуть другой. Можно посмотреть дважды одну и ту же картину художника, фильм можно пересмотреть. А спектакль - никогда. Даже если в нём не делать никаких изменений: те же артисты, декорации, сцена.

- Советские мальчишки совершенно искренне мечтали стать космонавтами, первооткрывателями. Сделать что-то важное, значимое. А сегодня молодёжь мечтает попасть в шоу-бизнес. Что за примета времени такая?

В.З.: - Такое стремление к популярности. Человеку важно быть кем-то и чем-то. А в шоу-бизнесе, когда человек на виду, сделать это легче всего. Что нужно, чтобы стать популярным хирургом или специалистом любой другой профессии, которого будет знать весь мир? Ого! А вот популярным артистом стать проще. Отсюда увлечение селфи, когда человек рассказывает и показывает всего себя ради лайков. Я это пеной называю. Форма есть, а внутри ничего. Дунь на эту конструкцию - она развалится, потому что ничего собой не представляет. Они не понимают одной простой вещи: настоящий артист - одна из самых тяжёлых профессий. Эмоционально она очень затратная. Иной раз легче вагон разгрузить и устать физически, потом поспать - и мышцы твои отдохнут. А если ты отработал на сцене так, что утром встаёшь, как будто не ложился? А сегодня опять играть… Эта эмоциональная усталость не снимается простым отдыхом.

Мим-театр За двумя зайцами, Зайцевы
Артист - одна из самых тяжелых профессий. Мим-театр За двумя зайцами, Зайцевы Фото: Мим-театр "За двумя зайцами"

- А как вам удаётся достучаться до зрительских сердец без слов?

И.З.: Сами не понимаем (Улыбается). Конечно, есть разные техники, специальные постановочные приёмы. Наши спектакли мы создаём сами. Валерий Николаевич генерирует идею, я подключаюсь, и так постепенно рождается спектакль. Всё проверяется на площадке действием.

В.З.: Дело не столько в технологии. Мы берём темы, которые важны для всех людей, независимо от возраста и национальности. Они не для ума. Для души. Обращены к чувственности зрителя. Если всё делаем правильно, начинаем дышать со зрителем на одной волне, у нас единое дыхание, понимание. И зритель с нами согласен. Так что главная задача - найти тему, которую зритель будет воспринимать так же, как мы. 11 ноября спектаклю «Ё» исполнилось 20 лет. В нём несколько простых и понятных историй, объединённых одной буквой «Ё» - такой родной и многогранной. Он до сих пор актуален.

И.З.: Я уверена, что театр способствует очищению. Не воспитанию, это не трибуна и не развлечение. Театр - это очищение. Тот самый катарсис. Неважно, зритель смеётся на представлении или плачет. Всё равно происходит этот момент: «Ах»! Тогда и есть спектакль.

Главная задача - найти тему, которую зритель будет воспринимать. Фото: Мим-театр "За двумя зайцами"

Досье

Ирина Зайцева. Родилась в 1959 году на Дальнем Востоке.

Валерий Зайцев. Родился в 1962 году в Красноярске.

Окончили Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры (ныне Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов). Дипломанты и лауреаты всесоюзных, всероссийских и международных театральных фестивалей, члены Союза театральных деятелей России. Валерий Зайцев - директор, артист и художник театра «За двумя зайцами».

Ирина Зайцева - бессменный художественный руководитель и режиссёр театра. Создала и уже 25 лет руководит Театральной школой-студией для детей и подростков.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему неудобен новый терминал аэропорта «Красноярск»?
  2. Купание в проруби на Крещение смоет грех?
  3. Где можно в Красноярске окунуться на Крещение?
Самое интересное в регионах

Для чего в Красноярске для автобусов выделили дополнительные полосы?