aif.ru counter
Татьяна АНТИПЬЕВА 0 544

От краха спасёт музыка. Владимир Ланде: «У искусства мощная очищающая сила»

Статья из газеты: «АиФ на Енисее» №7 (1840) 24/02/2016

Дирижер рассказал о секретах пиара Паганини и о том, почему надо быть осторожным, приглашая Стинга в Красноярск.

Владимир Ланде и Красноярский симфонический оркестр.
Владимир Ланде и Красноярский симфонический оркестр. © / Красноярская краевая филармония

Он жил в Америке, активно гастролировал в Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, России, Европе, Латинской Америке, Азии, работал главным приглашённым дирижёром в Санкт-Петербургском государственном симфоническом оркестре, сотрудничал со многими именитыми оркестрами, в том числе и в США. А год назад Владимир Ланде принял приглашение губернатора Красноярского края и возглавил красноярский академический симфонический оркестр.

С медведями не встретился

- Владимир Борисович, в Красноярске вы уже почти год. Успели полюбить сибирскую природу? Готовы здесь осесть основательно?

- Природа здесь уникальная, но ещё более уникальными оказались люди. За этот год мы с женой приобрели в Красноярске много друзей. Нам импонирует открытость и духовность красноярцев и то, с каким интересом они воспринимают музыку. Что касается окрестностей - увы, из-за недостатка свободного времени всего ещё увидеть не удалось.

Владимир Ланде.
Владимир Ланде. Фото: Красноярская краевая филармония

Однажды, показывая моему итальянскому менеджеру город, мы заехали в Бобровый лог, поднялись по канатной дороге, но не дошли до Столбов - из громкоговорителя объявили об опасности встречи с медведем. Это привело итальянца в полный восторг - подтвердило типичное представление «западного» человека о Сибири. (Улыбается.)

Дивногорск, где я побывал во время проекта «Оркестр на траве», произвёл на меня большое впечатление. Пейзажи просто фантастические! Да и каждый день, приходя в филармонию, я заряжаюсь энергией от вида, открывающегося из окна моего кабинета. Разбег двух рек, Качи и Енисея, их слияние, простор, полёт… Работая во многих точках земного шара и имея возможность задержаться в каждой из них, я здесь, потому что полюбил Красноярск, край и людей, которые здесь живут.

- Пришлось ли отказаться от зарубежных и российских проектов в связи с переездом в Сибирь?

- Конечно, когда я получил приглашение возглавить Красноярский академический симфонический оркестр, пришлось отказаться от многих предложений. Перестал так интенсивно работать с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, сократил количество моих концертов в США. Многие проекты по звукозаписи и гастролям перевёл на красноярский оркестр. Но это мой выбор. Убеждён, что наша совместная работа с музыкантами даст прекрасные результаты.

Соль-струна Паганини

- Трансляция концертов по интернету, вечера, где музыкальное исполнение подкрепляется ароматами, выступления на городской лужайке… Классическая музыка нуждается в столь активном и креативном маркетинговом продвижении, или просто вы не видите рамок для бытования музыки в нашей жизни?

- Ошибка полагать, что музыка не нуждается в том, чтобы её пропагандировали. Вспомним о Паганини - мастере рекламы, которому враги «перерезали» струны на скрипке, оставив лишь одну - соль-струну. Объявив об этом публике, он изобразил полную растерянность, но тут же «вышел из положения» и сыграл концерт на одной соль-струне, сорвав шквальные овации! В действительности же за два года до этого он начал писать вариацию для соль-струны, а потом правильно это подал. Я не говорю, что мы будем пользоваться такими приёмами, но чувствую, что мы должны обеспечить возможность большой публике найти и открыть свою дверь в мир вдохновляющей и пробуждающей душу классической музыки.

- Вы выступали со Стингом, Рэем Чарльзом, Стиви Уандером. С Уиллом Смитом исполняли рэп в сопровождении симфонического оркестра… Ожидают ли красноярскую публику подобные эксперименты?

- Да, мы пригласим, возможно, некоторых из названных и других знаменитых артистов. Но, считаю, надо быть осторожным. Важно ведь не просто привезти модную звезду, а понять, что это даст музыкантам и публике, максимально обогатить творческий потенциал людей.

Искусство - отживший метод?

- Реально ли юному дарованию из глубинки в наши дни пробиться в столичные города и вузы, где его талант получит достойную огранку?

- Меня поразил проект Дениса Мацуева, который очень трепетно относится к музыкантам из Сибири. Он максимально использует свои возможности, чтобы найти талантливых ребят и помочь им в их развитии. Думаю, это задача каждого педагога и профессионального музыканта. Мы все должны помогать юным дарованиям развивать их таланты, причём на высоком профессиональном уровне.

- Между тем в последние годы сокращается финансирование бюджетных мест для гуманитарных специальностей, делается акцент на экспертов технических отраслей. Чем чреват такой перекос, на ваш взгляд?

- Это, увы, веяние нашего времени, и оно в меньшей степени проявляется в России, чем в других странах. Человечество проходит через этот неблагоприятный период, когда всем кажется, что воспитание детей через искусство - отживший метод. Но некоторые забывают, что дети - это наше будущее, и нельзя вычитать деньги из их воспитания. У ребёнка, который вырос на живописи, музыке, литературе, по-другому выстроены нейрологические связи. Даже если он не станет художником - образование в сфере искусства прививает работоспособность, жажду поиска новых путей, даёт чувство баланса между академизмом и творческим движением.

- Симфоническая музыка - удовольствие не из дешёвых. На Западе его оплачивают зачастую меценаты. Справедливо ли, что в условиях кризиса государство в России продолжает поддерживать дорогие музыкальные коллективы?

- Давайте вспомним, что мы с вами знаем о древней Греции, Риме, Византии? Артефакты. Произведения искусства. Жизнедеятельность человека обязана быть духовной. Если кто-то работает на 150%, но не понимает, для чего, то результат, как ни бейся, будет минимальным. Чтобы эту духовность не только не потерять, а двигаться вперёд, нам необходимо развивать искусство. Это показатель того, что нас ждёт завтра.

Западные меценаты обычно ждут от музыкантов то, что привыкли слышать, когда были молодыми, - лет 50 назад, и когда были сформированы их взгляды. Поддержка же государством арт-проектов позволяет делать что-то новое. Привносить новое дыхание. Экспериментировать. Но я воспринимаю наше выступление не только как попытку показать, что мы можем, а как связь с публикой, энергетический посыл людям и получение отклика от них. И этот процесс взаимного воздействия должен становиться очищающим. Искусство призвано возвышать, давать позитивный импульс человеку, необходимый для жизни.

Злая депрессия

- Сейчас, когда политическая обстановка в стране и мире не­стабильная, не думаете вернуться в США?

- Я продолжаю работать во многих точках мира, в том числе и в США, Азии, Латинской Америке и Европе. Но главное - где мне комфортнее с людьми. А обстановка в мире действительно ужасающая, и гораздо хуже, чем нам всем кажется. И здесь, я позволю себе сказать, это заслуга непрофессионализма в политике. Увы, дипломатия сейчас - мёртвое искусство. Никто не думает, как договориться. Мы просто выбираем из двух худших вариантов чуть более хороший, но он всё равно ведёт к краху. И оптимизма сейчас нет ни у одного здравомыслящего человека. Поэтому, мне кажется, задача каждого живого организма - привносить хоть каплю позитивного в мир.

- Как думаете, что может избавить людей от тревожности, которая сама собой в душе рождается, как только посмотришь вечерние теленовости?

- Настоящее искусство! Вот заметьте: посмотрев хороший фильм или послушав хорошую музыку, вы чувствуете вдохновение, прилив сил, желание жить и работать. А после новостей, преподнесённых в депрессивной форме, уже ничего не хочется. Вижу выход в том, чтобы каждый осознанно делал выбор, чему он отдаёт свои силы, своё внимание, своё сердце.

Досье:
Владимир ЛАНДЕ. Родился в 1962 году в Ленинграде. В 1986 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. С 1989 года жил в США. С 2008 по 2015 годы - главный приглашённый дирижёр Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. С апреля 2015 года - главный дирижёр Красноярского академического симфонического оркестра. Женат, есть сын.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Как выбрать семена для посева?
  2. Зачем лоси едят мухоморы?
  3. Можно купить пенсионный стаж?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Готовы ли вы стать волонтёром?